Ссылки для упрощенного доступа

90-летие Сэсси, Сары Вон


Сара Вон
Сара Вон

На Олимпе современного джаза есть три певицы: Элла Фитцджеральд, Билли Холидей и Сара Вон

Мы расстались с Сэсси, Сарой Лоиз Вон, проще с Сарой Вон, пять лет назад. Расстались на ошеломленном вопле пианиста и бэндлидера Эрла Хайнса, впервые услышавшего Сэсси на сцене:
— Такого не может быть!

На прошлой неделе её могло бы исполниться 90 лет. Ей исполнилось девяносто лет, ибо кто же может поверить в то, что Сэсси нет, что она не с нами? Сара Вон с нами раз и навсегда. Как и Билли, Элла и Сатчмо. Я начну именно там, где и закончил пять лет назад: Саре Вон 18 лет, она дико застенчива, она выиграла первое место на любительском конкурсе молодых талантов в театре «Аполло», получила десять долларов, а затем почти год ждала, когда ей, по условию конкурса, позвонят и предложат выйти на сцену. По условиям конкурса она имела право на целую неделю концертов.

На полуживом ноутбуке, на плейере МП-3, на рабочем компе в вечернюю смену, LIVE или в подкасте на коротких волнах «Свободы», из космоса через спутники HotBird и AsiaSat-3 или с нашего сайта www.svoboda.org, вы слушаете еженедельное «Время Джаза». У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Звонок наконец-то просверлил тишину ожидания. Она выступала после Эллы Фитцджеральд и не только Билли Экстайн или Эрл Хайнс не поверили своим ушам – никто не мог поверить. Хайнс запил и пил три недели. После чего заявился в «Аполло», отыскал за кулисами Сару Вон. Она сидела на ящике с кока-колой.
— Не согласились бы вы петь с моим оркестром? — спросил Эрл Хайнс.
— Угу.., – сказала Сара без выкрутасов. – Я согласилась бы…

Earl Hines – All Too Soon – 9:00 (Earl Hines Plays Duke Ellington - New World Records)

«All Too Soon», «Слишком быстро…», «Не рано ли?» – стандарт Дюка Эллингтона. Соло Эрла Хайнса, записанное 18 марта 1974 года в Нью-Йорке.

Здесь имеет смысл уточнить, кем был Эрл Хайнс, который пригласил в свое комбо некому неизвестную пацанку из Ньюарка. «Папаша», «Fatha», Эрл Хайнс 1903 года рождения. Вырос в музыкальной семье и мечтал стать корнетистом или трубачом.

В его юности трубы были того самого первобытного образца, который не позволял сбрасывать давление воздуха. Сатчмо или Диззи раздували щеки на зависть лягушкам, а у Эрла Хайнса, увы, болели уши. Поэтому, когда он освоил фортепьяно, набрался опыта, после его чикагского периода, во время которого он играл в «Sunset Café» (1927 год) с Самми Стюартом и Луи Армстронгом, а потом входил во второй состав «Горячей Пятерки» Попса, он, наконец-то, изобрел собственный стиль.
Покинув страйд и обойдя королей страйда Джеймса Пи Джонсона, Уилли Лайона Смиса и Фатса Уоллера, он решил играть так, чтобы, обычно заглушаемое фортепьяно, было слышно. Микрофоны были на подходе, но Хайнс изобрел то, что стали называть «trumpet style». Хайнс часто играл правой рукой в октаву, заканчивая фразу роскошным тремоло.
Я упрощаю, потому что Хайнс на нашей афише в конце года, в декабре, а нам пора перейти к этой девчушке, сказавшей великому Хайнсу, чей оркестр был живой школой для многих гигантов джаза, сказала:
— Угу… Я согласилась бы…

Sarah Vaughan – Interlude (Night in Tunisia) – 2:28 (Sarah Vaughan - Sarah Vaughan 1944-1946 – CLASSICS)

Interlude или “Night in Tunisia” – Диззи Гиллеспи. Диззи пишет, что под пьесой подписался и Франк Папарелли, но он не имел отношения к музыке этого стандарта, он был лишь автором самой партитуры «Ночи в Тунисе», не более. В том, что автор слов Раймонд Левин, я не был уверен. На Сети, как в Standards & Lyrics так и в Wiki, автора слов я не обнаружил. В более поздних версиях, совсем иных, существуют и иные авторы, как, к примеру, Чака Хан, но она родилась через 12 лет после того, как Сара Вон записала «Интерлюдию».
И тут меня, как всегда, выручил Николай Курсов, который занимается живой историей «49» и «Времени Джаза». Он нашел ноты, где было написано, что автор слов всё же – Раймонд Левин. Спасибо Николай.
(Вот сайт Николая с историей наших программ: http://ds.it.net.ua/?pg ).
Но не забыть бы состав: Сара Вон – вокал; Диззи Гиллеспи – труба и лидер; Джордж Олд – тенор-саксофон; Арон Сейч – кларнет; Леонард Фезер – фортепьяно; Чак Уейн – гитара; Джак Лесберг – контрабас и Мори Фелд – ударные. Новый год, 31 декабря 1944 года.

Замечу, что Диззи не был доволен игрой Фезера и время от времени его заменял.

Главной соперницей юной Сары Вон была щедрая Элла Фитцджеральд, чье исполнение «Интерлюдии» так же моментально стало классикой:

Ella Fitzgerald – A Night In Tunisia – 4:06 (For The Love Of Ella Fitzgerald Monuments of Swing – VERVE)
Казалось бы, что над головой всё та же луна,
Пламенеющая в холодном вечернем небе.
Однако в Тунисе она сияет так ярко,
Как нигде…
Дневные заботы исчезают,
День уходит вместе с тревогой
И каждая ночь в Тунисе
Наполнена покоем и миром…

«Ночь в Тунисе», «Интерлюдия» – Диззи Гиллеспи и Раймонда Левина. Элла Фитцджеральд – вокал; Лу Ливи – рояль; Хёрб Эллис – гитара; Джо Мондрэгон – контрабас и Стэн Леви – ударные. Запись была сделана 24 июня, 1961 года в Лос-Анджелесе.
Элла Фитцджеральд на первом же совместном выступлении в Гарлеме поняла гениальность молодой Сары Вон. Она спасла её от ошибок, от кошмара закабаления дебютантов профессионалами, она вмешалась в пургу, которая закружила Сару после концерта, выдернула ее из хоровода менеджеров, предлагавших наивной (по крайней мере, в этом смысле) Саре контракты и в пять минут преподала урок отношений с импресарио. Элла, что было феноменально для эпохи, сама без помощи друзей-джазменов прошла через кошмар заключения контрактов. То, что она сделала для Сары – не имело цены. Она дала ей своих импресарио, своих музыкальных агентов. И, само собой, но позже, Нормэна Гранца.

Sarah Vaughan – April In Paris – 6:08 (Sarah Vaughan - Sarah Vaughan – Verve)

«April In Paris» – возвращение, хоть и в одном единственном смысле, сезона, в настоящее – в Париж. Голос Сары Вон, не смотря на то, что прошло лишь десять лет с момента предыдущей записи, практически дебюта, голос, который слегка осел… Но об этом позже.
Сара Вон – вокал; Клиффорд Браун – труба, которая буквально вторит словам Сары; Пол Квиншет – тенор-сакс; Херби Манн – флейта; Джимми Джоунс – фортепьяно; Джо Бенджамин – контрабас и Рой Хайнс – ударные. Декабрь 1954 года, Нью-Йорк.

Сара Вон училась петь… у саксофонистов. В оркестре Эрла Хайнса играли Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер. В свободные вечера они отправлялись в «Минтон’c», в ясли нарождающегося бибопа. Здесь играл Телониус Монк, здесь же – Бад Пауэл. Диззи и Чарли не приглашали с собой Матроса. Кроме Сэсси (дерзкая), Сара Вон быстро заработала кличку Матрос, так как она ругалась не хуже, чем мужчины-джазмены. Добавлю, что мат гарлемских джазменов – весьма крутой, хотя в мемуарах Майлза Дейвиса чистый мат выглядит безобидными и привычными жаргоном, без которого невозможно выразить определенные чувства.
Но Сара сама приходила в «Минтон’c». Новая музыка не просто притягивала её. Сара Вон была, скажем, в полном обалдении от бибопа. Он быстро поняла, куда идет современный джаз и стала первой певицей бопа.
Поющий саксофон Лестера Янга был идеальной моделью вокала для Сары. Самое знаменитое, революционное соло «Тело и Душа» Джонни Грина было исполнено Коулмэном Хокинсом, но у Лестера, он же Президент, он же През, был свой ответ Хоку:

Lester Young – Body and Soul – 5:05 (Lester Young - Blue Lester – Savoy)

«Body and Soul» Джонни Грина. Лестер Янг – тенор-саксофон; Нэт-Кинг-Коул – рояль; Рэд Калэндэр – контрабас. 15 июля 1942 года. Лос-Анджелес.
Родители Сары, глубоко верующие люди, были в ужасе от того, что их юная дочь отныне разъезжает по стране в автобусе, полном алкоголиков и наркоманов, то есть джазменов. Но Матрос знала на что она пошла. Сара Вон тайно прокрадывалась в джазовые клубы (запрет для малолеток) уже в свои 13 лет! И она, что уж совсем крамольно, играла на фортепьяно или пела. Она умела пить и курить, а про всё остальное – в иной раз, не так ли?
Став звездой оркестра Хайнса, где она заодно была и второй пианисткой, Сара постепенно осуществила и свою давнюю мечту – гулять по клубам и друзьям до рассвета. Отсюда иногда и этот «подсаженный» голос.

Sarah Vaughan – Body and Soul – 3:38 (Sarah Vaughan - A Miracle Happened – Pablo)

«Body and Soul», «Тело и Душа» – музыка Джонни Грина, слова Эдварда Хеймена. Эта песня-стандарт родилась в Лондоне в конце двадцатых годов. В 30-м году «Body and Soul» приземлилась на Бродвее. Первый джазмен, который записал эту композицию, был трубачом, Луи Армстронгом. Самые знаменитые вокальные версии были записаны Эллой Фитцджеральд, Билли Холидей, Эттой Джеймс, Франком Синатрой, Билли Экстайном и Сарой Вон. Инструментальные – Бенни Гудмэном, Ли Конитцом, Джоном Колтрейном, Чарли Мингусом, Презом и Декстером Гордоном. Это один из самых популярных стандартов джаза и в наши дни.
Состав: Оскар Питерсон – рояль; Джо Пасс – гитара; Рей Браун – контрабас; Луи Белсон – ударные и Сара Вон – вокал. 25 апреля 1978 года, Голливуд, Калифорния.

Девяносто лет прошло со дня рождения Сары Вон. Билли Холидей тащила, тянула голос и для нее главным в блюзе, песне, балладе – были слова, их смысл. Элла Фитцджеральд играла и с голосом, и со словами. Для Сары Вон голос был инструментом, слова были – вторичны. Не во всех случаях, но часто.

Sarah Vaughan – Jim – 5:49 (Sarah Vaughan With Clifford Brown - EmArcy)

«Jim» Сэзэра Петрилло и Нелсона Шона. Сара Вон и комбо трубача Клиффорда Брауна. Декабрь 1954 года, Нью-Йорк. Один из тех редких случаев, когда слова для Сары значили не меньше музыки. Был у нее свой Джим.
Я думаю здесь мы и расстанемся с Сарой Вон. Не надолго. Слишком многое не сказано.
Напоследок же я предлагаю вернуться к классике Джонни Грина, к «Телу и его Душе». С Декстером Гордоном – тенор-сакс, играют: Кенни Дрю – рояль; NHO Педерсон – контрабас и Альберт «Тути» Хис – ударные. Запись была сделана 20 июля 1967 года в Копенгагене.

Dexter Gordon – Body and Soul – 9:27 (Dexter Gordon – Body And Soul – Black Lion)

Что ж, стрелки часов приближаются к известной вам цифре. «Время Джаза» подошло к концу. Вы всегда можете скачать подкаст этой и предыдущих передач с нашего сайта www.svoboda.org. Я же желаю вам веселого международного Дня Дурака, отличного настроения и удачи в делах. Чао! Бай-бай!
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:53:59 0:00
Скачать медиафайл

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG