Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Куницын – о крымской миссии


Растерянность новых украинских властей стала одной из причин быстрой и неожиданной потери Крыма

27 февраля депутат Верховной Рады от партии УДАР, экс-премьер Крыма Сергей Куницын был назначен представителем президента Украины в Автономной республике Крым. 24 марта в эфире "Шустер LIVE" Куницын заявил, что подает в отставку из-за "беззубой" позиции официального Киева в Крыму. Он сказал, что ему стыдно за происходящее и что центральная власть "во всем опаздывает". 26 марта и. о. президента Александр Турчинов освободил Куницына от должности "за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей".

Сергей Куницын ответил на вопросы Радио Свобода.

– У вас нет ощущения, что в стенах Верховной Рады началась если не война, то конфликт между "Батькивщиной" и УДАРом – партией, которую вы представляете?

– Я думаю, что лидерам "Батькивщины" нужно делать серьезные выводы. Они не являются политическими монополистами. И они не должны повторять ошибок той же Партии регионов. Представьте себе, какая мощная Партия регионов была, какой у нее был ресурс – и они проиграли... "Батькивщина", пусть и вторая по величине партия в стране, но не только она победила на Майдане. Сегодня, когда налицо попытка узурпации власти с их стороны, они совершают ошибку. Потому что есть УДАР, есть "Свобода", есть те же "Регионы". Сегодня палитру надо складывать, сегодня камни надо собирать. Мы об этом говорим – о том, что наплевательски относиться к своим партнерам, к тому же УДАРу – глубочайшая ошибка. Это не конфликт, а серьезные разногласия в подходах. Поэтому я думаю, что, если господин Турчинов и компания будут себя вести по-прежнему агрессивно, они просто сами себе создадут проблемы. Это просто приведет к расколу.

– Некоторые депутаты обвиняют лично Турчинова и бывшего министра обороны Игоря Тенюха в том, что они не все сделали для того, чтобы сохранить Крым. Вы тоже так считаете? Вас ведь уволили с формулировкой "За ненадлежащее исполнение своих обязанностей на посту представителя президента Украины в Крыму..."

– Моя совесть чиста. Я 10 первых дней беспокойства был в Крыму, с оружием под подушкой спал, работал, проводил совещания, взаимодействовал с командирами, оказывал помощь нашим воинским частям, работал с меджлисом, принимал людей, как говорят, на конспиративных явках, встречался со всеми делегациями, послами ООН и т. д. И после возвращения в Киев целый пакет предложений внес и продолжал работать.
Сегодня палитру надо складывать, сегодня камни надо собирать
От того, что они эту формулировку написали, мне ни холодно, ни жарко. Они еще на мой имидж сработали, потому что люди знают, кто реально за Крым сражался. Я сказал: а кто из вас там был? Вы хоть минуту были? Я ненадлежаще исполнял? А что же вы не поехали и меня не завели в представительство, не представили?! Вы побоялись. Вы себя как трусы вели. А сегодня вы исподтишка пишете какой-то указ, чтобы меня уволить. А мне наплевать на ваш указ, извините за выражение...

Я почему написал заявку? Потому что я понял, что мы все вместе виноваты, и доля моей вины в поражении есть. И в моем заявлении написано: признаю, что и я недоработал. Но если мы потеряли территорию, если мы потеряли ВМС, если мы потеряли береговую оборону, в любом государстве руководители такой страны в отставку бы подали. Если бы в Америке, Англии или Франции Корсику забрали или штат какой-то, вы можете себе такое представить?! Тенюх, может быть, тоже делал ошибки, но Тенюх человек жесткий, Тенюх человек действия. Ему просто не давали эти действия делать. Из него сделали стрелочника. Всегда же отдают того, кто ниже ростом, себя же не отдают. Вот отдали Тенюха на растерзание. Я считаю, что он поступил как офицер. Он вышел и сам сказал, не дожидаясь: "Честь имею – подаю в отставку". Уважаю.

– Вы предлагали перевести отношения с Крымом на мировые цены по воде, газу, свету. Не считаете ли вы, что это приведет к вымиранию сельского хозяйства? Из Крыма уедут украинцы, которые там проживают, ведь не менее 700 тысяч украинцев в северо-западных района Крыма?

– Можно же дифференцировать ситуацию. Можно гражданам Украины оставить тарифы внутриукраинские, а для тех, кто принял гражданство РФ, установить другие тарифы. Я это имел в виду, нужно дифференцированно подойти. Коль у нас аннексирована территория... Россия же нам по мировым ценам газ продает. Они же не продают нам по внутрироссийским ценам. У нас тогда бы газ был по 120 долларов, а он у нас по 500.

– А как вы это представляете? Как будут делить на граждан Украины и России, если там сейчас заставляют принимать российское гражданство едва ли не принудительно?

– Я не говорю, что это надо делать завтра. Но коль у нас отрезали кусок территории и театр абсурда устроили, надо играть в эту игру. По крайней мере, надо считать экономику, думать надо. Пусть дотации изыскивают. Это естественный процесс. Государство защищает своих граждан. Почему оно должно защищать граждан другой страны? Вот ведь как получается – люди из Киева предали свою страну и сказали: "Мы вас не знаем и знать не хотим…"

– Вы более 40 лет прожили в Крыму. Как вы объясняете то, что в Крыму обнаружилась патологическая ненависть к жителям Западной Украины, "бандеровцам", как их называют? Собственно, на этом Путин и построил свою кампанию.

Если раньше никто не спрашивал – русский ты или украинец, то сейчас только и слышно: "Ты со Львова, пошел вон, бандеровец!"
– Северные районы Крыма, семь сельских районов, почти на 40% – это переселенцы из Западной Украины. Никто их не называл бандеровцами. Мы там жили и дружили. Самое страшное, что там всегда крымские татары ассоциировались с агрессивными действиями, а они сегодня – миротворцы. Страшный клин вбили между славянами, и это нескоро пройдет. Если раньше никто не спрашивал – русский ты или украинец, то сейчас только и слышно: "Ты со Львова, пошел вон, бандеровец". Представляете, какую мину они заложили?!

– Такого раньше не было?

– Нет, не было. Я не помню, чтобы кто-то вообще спрашивал: ты где родился? Этого не было. Дружно жили, славяне жили дружно, говорили кто на каком хотел языке. Никаких ущемлений. Это искусственно привнесенная ситуация, зомбированная. Пугали Майданом. Последние 4 месяца зомбоящик работал конкретно: "Приедут, вырежут, убьют, "Правый сектор", бандеровцы". Это профессиональная информационная война. Поработала пропагандистская машина спецслужб. Раньше этого не было.

– Уже около четырех тысяч беженцев уехало из Крыма. Уезжают крымские татары. По вашему мнению, каково там дальнейшее развитие ситуации, учитывая крымско-татарский фактор?

– Русские могут уехать в Россию, украинцы – на Украину, а татарам ехать некуда. Они, конечно, заложники всей ситуации. Вот чего в Москве не могут понять: у крымских татар на генетическом уровне Москва ассоциируется со Сталиным. Я сомневаюсь, что они внутренне согласятся с тем, что Крым отдали той стране, из которой их депортировали. Это серьезная проблема. Что дальше – не знаю. Все будет зависеть от позиции России. Разве кто-то может сейчас что-то спрогнозировать? В Кремле все у одного человека в голове. Я думаю, что Украине надо судиться в международных судах. Жизнь длинная. И параллельно повышать уровень благосостояния материковой Украины, чтобы, когда этот вопрос встанет, можно было сказать, что у нас лучше, чем в Крыму. На это надо работать, укреплять обороноспособность, отстаивать материковую Украину. Я предложил ввести должность вице-премьера в правительстве Украины по Крыму и Севастополю. Потому что это проблемы сотен тысяч людей, имущества. Нужен такого статуса человек, который бы полностью взял на себя Крым и Севастополь, потому что там будет очень много проблем.

– Есть какая-то реакция на ваше предложение?

– Пока тишина, – рассказал Радио Свобода украинский политик Сергей Куницын.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы" и программы "Итоги недели Радио Свобода"
XS
SM
MD
LG