Ссылки для упрощенного доступа

Дюк и Элла


Он отправлялся на гастроли с вагоном костюмов, туфель, рубашек, галстуков, запонок и шляп. Она могла спать в подворотне, умела драться, была неприхотливой и стала Первой Леди джазового вокала. Одно можно сказать наверняка: второй Эллы не будет, как не будет и второго Дюка…

Когда продюсер и хозяин фирмы «Verve» Нормэн Грэнц решил свести вместе в студии звукозаписи Эллу Фитцджеральд и оркестр Дюка Эллингтона, он, конечно, не думал о том, что в этой звукозаписи будут участвовать две звезды джаза, которые выросли на разных полюсах афроамериканской общины и которые пришли в джаз, упрощая, с противоположных сторон, поднялись по совершенно непохожим лестницам. Для него они просто были именно звездами.
Дюк Эллингтон родился 29 апреля 1899 года, а Элла Фитцджеральд 25 декабря 1917 года. В том же 1917 году на свет, вполне официально, появилось слово «джаз».
Где бы вы ни были и на каких бы мудреных аудиоустройствах вы бы нас ни слушали, добро пожаловать в клуб «Времени Джаза». «Время Джаза» это история американской музыки: от борделей Сент-Луиса, хонки-тонк Нового Орлеана, от колёсных пароходов Миссисипи до танцевальных залов Чикаго и Канзаса, и ночных клубов Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Это рэгтайм, блюз, страйт, свинг, бибоп, хард-и-пост-боп, авангард, фьюжн и world music. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Ella Fitzgerald When the Sun Comes Out – 5:06 (Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Song Book – Verve)

Когда солнце выйдет из-за туч
И дождь перестанет барабанить в мое окно,
Когда, наконец, разведрится –
Синешейки слетятся к моей двери
Петь, как они пели совсем недавно.

Любовь забавная вещь.
Она не обязательно - персики со сливками и мёдом.
Неожиданно, когда все кажется столь солнечным и сияющим,
Налетает буря и я знаю, что я навсегда изменилась:

Мой парень, кажется, ушел!
И он исчез вне всяких сомнений!
А жизнь моя остановилась…

«When the Sun Comes Out», «Когда разведрится…» - музыка Харольда Арлена, слова Тэда Кёхлера. Элла Фитцджеральд и оркестр Билли Мэя. Голливуд, Калифорния. Альбом песен Арлена, записанный Эллой Фитцджеральд в период между августом 1960 года и июлем 1961-го.

Duke Ellington - Body And Soul – 4:49 (Duke Ellington - Piano In The Foreground – Columbia)

«Body And Soul», «Тело и Душа» - классика Эдварда Хеймэна и Джонни Грина. Дюк Эллингтон – рояль; Арон Бэлл – контрабас и Сэм Вудярд - ударные. Записанный 1 марта 1961 года диск Дюка «Рояль на авансцене». Отмечу, что Эллингтон записал годом раньше на той же фирме «Columbia» долгоиграющую пластинку «Рояль на заднем плане».

История Эллы Фитцджеральд более-менее типична. Об этом позже, но история Дюка Эллингтона, это нечто иное. Это попытка афроамериканской общины создать собственную аристократию, по крайней мере средний класс и upper middle class, верхушку среднего класса, его элиту. К счастью биография Дюка пера Джеймса Линкольна Коллиера вышла в издательстве «Радуга» в 1991 году и может быть у вас есть возможность найти этот перевод Медведева в книжных на Паутинке или живьем на книжных развалах.
Позволю себе напомнить, что вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на частотах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в цветущей под дождями Лютеции – ваш ДС.
Попробуйте себе представить, что Элла Фитцджеральд в старших классах школы играла в хоккей, а Дюк Эллингтон, хотя и не все ему верят – в бейсбол!
Вот одна из самых знаменитых версий хита Моргэна Льюиса и Нэнси Хэмильтон «Как высока луна». Если вы не знакомы со скэтом – это сливки сливок скэта:

Ella Fitzgerald How High The Moon – 8:08 (For The Love Of Ella Fitzgerald Monuments of Swing – Verve)

«How High The Moon», «Как высоко, как высока – луна» Моргэна Льюиса и Нэнси Хэмильтон. Шедевр Эллы Фитцджеральд, которой аккомпанировали: Пол Смис – рояль; Джим Холл – гитара; Вилфред Миддлбрукс – контрабас и Гас Джонсон – ударные. Концерт в Западном Берлине (был такой!) 13 февраля 1960 года.
Корифеи наверняка заметили две цитаты из других стандартов, а так же столь любимое Эллой, но в данном случае, не столь явное – пародирование вокала Луи Армстронга.
Итак, Элла. Судьба не из легких. Она не родилась, как утверждали некоторые источники 25 апреля 1918 года, в Ньюпорт Ньюз, штат Вирджиния, а там же – на год раньше. Её отцу, Уильяму Фитцджеральду было, судя по всему, 33 года, её матери Тэмпи – 24. Родители не были расписаны, но Уильям подтвердил отцовство. Через год он исчез. У Эллы было два имени – Элла и Джейн. Мать ее работала прачкой, как и позже, когда она, соблазненная слухами о том, что на севере страны жить легче, перебралась в штат Нью-Йорк. Как пишет Стюарт Николсон «The Great Migration», «Великое переселение» - было иллюзией. Один кошмар сменился другим. Тэмпи не долго пребывала в роли «брошенной с ребенком». Довольно быстро она вышла замуж за португальского иммигранта Жозефа Да Сильва, который, после ранней смерти Тэмпи, сыграл, как считают историки, не совсем приятную и скорее всего травматизирующую роль в жизни Эллы.
Элла же была отличницей, умницей и хотя и не была красавицей, быстро поняла, что когда она танцует и поет, она привлекает внимание молодых парней. Удивительное и банальное совпадение: и Дюк Эллингтон быстро понял, что девицы, которые облокачиваются на рояль, когда он играет, находятся под стопроцентным гипнозом.

Duke Ellington - Satin Doll – 2:58 (Duke Ellington - Best Of Duke Ellington – Capitol)

«Satin Doll», «Атласная, шелковая кукла» Билли Стрейхорна и Дюка Эллингтона. Оркестр Эллингтона: Кларк Терри, Кэт Эндерсон и Уилли Кук – трубы; Рей Нэнс – труба и скрипка; Куентин Джэксон, Бритт Вудмэн, Хуан Тизол – тромбоны; Рассел Прокоп – альт-сакс и кларнет; Рик Хэндерсон – альт-сакс; Пол Гонзалвес – тенор-саксофон; Джимми Хэмильтон – кларнет и тенор-сакс; Харри Карни – как всегда баритон-саксофон; Дюк Эллингтон – бог, лидер и фортепьяно; Уендел Маршалл – контрабас и Бутч Уоррен – ударные. 6 апреля 1953 года, L.A.

Прадед Дюка был рабом. Его сын, Джеймс, освобожденный от рабства, умудрился купить небольшую ферму. Весь клан Эллингтонов работал на этой ферме. И хотя это была Северная Каролина, жить чернокожим здесь всё еще было опасно. Самым надежным местом в стране был Вашингтон. Вот, что пишет Джеймс Коллиер:
- Вашингтон пользовался среди негритянского населения Америки особой репутацией. Во-первых, после реконструкции Юга негры-южане на протяжении нескольких десятилетий видели в федеральном правительстве заступника от правительства штата и местных властей. Права негров не особенно уважались, но Вашингтону, по крайней мере, надлежало следовать духу равенства, и там хотя бы отчасти ощущали необходимость сделать что-то для негров. К примеру, время от времени на рассмотрение Конгресса выносились различные варианты законопроектов, гарантирующих участие негритянского населения в выборах, и некоторые из них были даже близки к принятию. Поэтому столица казалась многим убежищем, неприступной крепостью для защиты от наступающего противника. Во-вторых, борьба за черных избирателей требовала открыть им путь к государственной службе, и к началу 90-х годов определенные посты в Государственном казначействе и Печатном дворе предназначались исключительно для негров. В результате в Вашингтоне сформировалась относительно многочисленная негритянская элита, располагающая деньгами и даже какой-то властью. К ней примыкали преподаватели университета Хауарда, а также его выпускники — черные врачи и юристы. Представители этой верхушки ценили себя очень высоко и вызывали восхищение у остальной негритянской массы. Лучи славы освещали и тех, кто принадлежал к среднему классу, так что вашингтонские негры во времена детства Эллингтона чувствовали себя передовой социальной группой в негритянской культуре». КЦ.

Ella Fitzgerald & Count Basie - Satin Doll - 3:13 (Ella Fitzgerald - On the Sunny Side of the Street - Verve)

«Satin Doll» на этот раз со словами. Элла Фитцджеральд и оркестр Каунта Бейси, июль 1963 года.
​В детстве и юности Дюку не разрешали дружить с мальчишками с соседних улиц – они были ниже рангом, хотя отец Дюка был всего лишь простым официантом и лишь гораздо позже извозчиком, а затем батлером в доме богатого доктора Катберта. Юный Дюк освоил безупречные манеры, он изысканно говорил по-английски, одевался как франт и, практически, не занимался музыкой. Он не любил когда его учили. Можно с уверенностью сказать, что он был самоучкой. У Коллиера есть отличное определение: «Он высекал свои творения не резцом подлинного таланта, как, например, Армстронг или Чарли Паркер. Его инструментом был его характер».
Однако – Элла. Вирджиния, тётка Эллы Фитцджеральд, прослышала об обращении отчима с пятнадцатилетней падчерицей и увезла ее к себе в Гарлем на 145-ю West. Элла заполучила в подруги племянницу Джиорджину, но в семье тетки протянула лишь два года: нужно было постоянно сопротивляться «синдрому Золушки». Так что к семнадцати годам Элла переселилась прямо на улицу.
На любительский конкурс в «Аполло» она записалась, как танцовщица, но увидев с кем ей придется конкурировать, с самими сестрами Эдвардс, она передумала и сказала, что будет петь.
21 ноября 1934 года Элла, вызвав смешки, вышла на сцену в грязном платье и мужских башмаках. Но когда она запела, она просто напросто перевернула театр вверх ногами. (Позже то же самое в «Аполло» проделала Сара Вон!) Бандлидерам, сидевшим в зале, было ясно, что Элла фантастический феномен, но никто не решался предложить ей работу: её нужно было отмыть и переодеть.

Ella Fitzgerald - Take The A Train - 6:37 (Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook – Verve)

«Take The A Train», «Поедем на поезде «Эй»», Линии «Эй», которая шла в Гарлем, на Сахарный Холм. Итог нашей сегодняшней передачи: Элла Фитцджеральд и оркестр Дюка Эллингтона. Тройной альбом песен Эллингтона, записанный для «Verve» Эллой Фитцджеральд летом и осенью 1957 года в Голливуде, Калифорния.
Напоследок скажу лишь, что лет эдак через пятнадцать мультимиллионерша Элла, забыв обиды, начала содержать тетушку Вирджинию, а её дочь Джиорджина, работала у Эллы костюмершей.

Перешагнуть в месяц май не так-то просто… На апрельской афише возмущенно пылают имена тех, о ком не сказано ни слова. Но об одном джазмене я все же напоследок должен сказать.
Однако сначала неизбежная мантра:
вы слушаете еженедельное, свингующее, невероятное «Время Джаза» на чрезвычайно коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта на Паутинке www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.
Итак – Джо Хендерсон. Он родился 24 апреля 1937 года в Лайме, штат Огайо. Джо, на мой взгляд, повезло: у него было пять сестер и девять братьев! И родители, и старший брат поощряли его увлечение музыкой. Как многие джазмены, он искал себя, меняя инструменты: ударные, фортепьяно и, наконец, саксофон. Я советую нырнуть в его биографию и понять разницу между несколькими зрелыми Джо Хендерсонами. Одного на слух принимали за Джона Колтрейна, другого считали почти что поп-музыкантом, третьего – джазменом world music. На данный момент я предлагаю компромисс: Джо Хендерсон и классический стандарт «На Зеленой Улице Долфин», аккомпанемент трио классического бопового пианиста Уинтона Келли:

Joe Henderson - On Green Dolphin Street – 16:15 (Joe Henderson - Four! – Verve)

«On Green Dolphin Street», «На Зеленой улице Долфин» Бронислау Кейпера. Джо Хендерсон – тенор-саксофон; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Джимми Кобб – ударные. 21 апреля 1968 года, «Left Bank Jazz Society», Балтимора.
Вот и все. В следующем «Времени Джаза» - майская афиша. Продюсер этого выпуска джаз-шоу Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам благ, буйной весны, чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG