Ссылки для упрощенного доступа

Депардье в Нью-Йорке и другая фантастика


Жерар Депардье в фильме "Добро пожаловать в Нью-Йорк"

Лучшие фильмы Каннского кинофестиваля

Завершился 67-й Каннский фестиваль. Жюри под руководством Джейн Кэмпион вручило "Золотую пальмовую ветвь" "Зимней спячке" Нури Бильге Джейлана. Гран-при досталось "Чудесам" молодого итальянского режиссера Аличе Рорвахер. Лучший сценарий – "Левиафан" Андрея Звягинцева. Наконец, самое эксцентричное решение – разделение приза жюри между "Мамочкой" юного канадца Ксавье Долана и "Прощанием с языком" Жан-Люка Годара.

"Левиафан" оказался единственный российским фильмом в программе, но русское эхо встречается в самых неожиданных картинах. Прежде всего, "Зимняя спячка" – попытка утрамбовать всего Чехова, Достоевского и Толстого в три с половиной часа. Действие "Поиска" Мишеля Хазанавичуса, прославившегося "Артистом", происходит в 1999 году во время второй чеченской войны. Жан-Люк Годар использует подзаголовок "Архипелага ГУЛАГ" – "опыт художественного исследования" – и точнее всех говорит о современной России. В русском языке слово "камера" означает тюрьму; русские почти не кладут табак в сигареты. Из этих двух остроумных наблюдений он приходит к афористичному и знакомому из новостей выводу: русским никогда не стать европейцами, а если же они ими станут, то перестанут быть русскими.

Как обычно, на Каннском фестивале показали множество удручающе плохих фильмов. При этом долгожданной картине Абеля Феррары "Добро пожаловать в Нью-Йорк" официально не нашлось места ни в одной из программ. Вероятно, причины политические: лента посвящена скандальной истории директора-распорядителя Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана, обвинявшегося в изнасиловании горничной отеля. Стросс-Кана играет не менее спорная фигура – Жерар Депардье; в роли его экс-супруги, знаменитой телеведущей Анн Синклер, – великолепная Жаклин Биссет ("Богатые и знаменитые"). Несмотря на многословное предуведомление в титрах и измененные имена персонажей, адвокат политика уже заявил о подготовке судебного иска, а Анн Синклер опубликовала возмущенное письмо, сказав, что ее тошнит от этого проекта.

Ошибка сервера

Ой! Как вы понимаете, это не то, что мы хотели бы вам показать.

Адрес этой странички был отослан разработчикам для анализа и исправления. Приносим извинения!

Пожалуйста, используйте Поиск вверху страницы, чтобы найти больше


Главный редактор MUBI Дэнни Касман тонко заметил, что прогресс делает все более условными нашими представлениями о том, что такое крупный фестиваль. Компания Wild Bunch устроила премьеру фильма в пляжном павильоне на набережной Круазетт для обладателей каннских аккредитаций. Получается, в городе Канн в дни знаменитого смотра проходит премьера новой работы знаменитого режиссера, а мировая пресса публикует фотографии Феррары с Депардье и Биссет и пишет о "Добро пожаловать в Нью-Йорк" как об одном из самых заметных событий фестиваля. Фильм уже можно легально посмотреть на сервисах video on demand, поскольку Wild Bunch отказались от кинопроката из-за французских протекционистских законов, требующих выдержать длинную паузу между показом в кинотеатрах и дальнейшим распространением в интернете.

Первые полчаса "Добро пожаловать в Нью-Йорк" напоминают самые дикие сцены "Волка с Уолл-Стрит" Мартина Скорсезе. Ненасытный DSK перемещается с одной оргии на другую и, кажется, не замечает особой разницы между своей резиденцией в Париже и шикарным гостиничным номером в Америке. С коллегами он готовит коктейль из виагры, коньяка и мороженого, который они слизывают с тел проституток. "Буйабес – это сексуальная оргия рыб", – объясняет Девро (так здесь зовут Стросс-Кана) жениху своей дочери. Дальше – встреча с горничной, задержание, домашний арест, освобождение.

Полтора года назад я встретил Абеля Феррару в Лиссабоне. Он уже работал над фильмом и сказал мне, что именно Жерар Депардье – один из самых влиятельных людей Франции. По его выражению, тогдашний президент Саркози не мог сходить в туалет, не спросив на то разрешения актера. "Добро пожаловать в Нью-Йорк" открывается интервью Депардье, который рассказывает журналистам о своей роли. Он говорит, что не верит политикам и презирает их, поскольку он настоящий индивидуалист и анархист. Это остроумное начало подсказывает, что мы смотрим кино не только про Стросс-Кана, но и про играющего его Жерара Депардье. Лучшая роль за несколько лет: постоянная одышка, звериное рычание, пустой взгляд. Есть что-то очень красивое и мрачное в том, какими потерянными глазами он смотрит на происходящее. Помимо знаменитых актеров, режиссер привлек непрофессионалов – в частности, полицейские играют самих себя. Феррара снимал в том самом доме, где политик содержался под домашним арестом. Плюс он использует настоящую новостную хронику с людьми у здания суда.

"Добро пожаловать в Нью-Йорк" – замечательный фильм о том, что такое настоящая политика. Но режиссер не ограничивается жанром яростного памфлета. По версии Феррары DSK-Девро-Депардье – драматическая фигура отказа, своего рода писец Бартлби. Животное, которое пытается дрессировать его жена, наследница крупнейшего арт-дилера Поля Розенберга (в фильме есть яростное нападение в его адрес). Адвокаты объясняют ей, что грядущий суд – не реальность, а театр, где она должна играть роль верной супруги и поддерживать Девро, который от скуки смотрит "Семейный очаг" Франсуа Трюффо. Он – актер, анархист, который отказывается принимать участие в любой игре. Девро не очень понимает, в чем его преступление и что вообще такое правда. "Я не уверен, что хочу быть президентом. Я просто люблю трахаться", – произносит он.

Ошибка сервера

Ой! Как вы понимаете, это не то, что мы хотели бы вам показать.

Адрес этой странички был отослан разработчикам для анализа и исправления. Приносим извинения!

Пожалуйста, используйте Поиск вверху страницы, чтобы найти больше



Еще одним фильмом, который вряд ли будет показан в кинотеатрах, стал "Малыш" Брюно Дюмона, его премьера состоялась в "Двухнедельнике режиссеров". Название P’tit Quinquin отсылает к знаменитой колыбельной девятнадцатого века на пикардском языке. Это четырехсерийная телевизионная картина пародирует ранние мрачные работы Дюмона – "Человечность" и "Жизнь Иисуса". В деревне на севере Франции полицейские расследуют странное убийство. Они находят мертвую корову с человеческой кровью; в ее тушу коварные злоумышленники запихнули расчлененное тело. "Я вхожу в сердце тьмы", – заявляет детектив. "Нет, это человек-зверь, как у Золя", – поправляет его напарник. Бурлескный французский юмор длиной почти четыре часа – развлечение на любителя.

Ошибка сервера

Ой! Как вы понимаете, это не то, что мы хотели бы вам показать.

Адрес этой странички был отослан разработчикам для анализа и исправления. Приносим извинения!

Пожалуйста, используйте Поиск вверху страницы, чтобы найти больше



В "Двухнедельнике" я предпочитаю ему другой фильм – "Королева и страна" не снимавшего восемь лет британского классика Джона Бурмана, автора "Избавления". В Канне каждый год показывают лиричное автобиографическое кино крупных режиссеров. "Королева и страна" занимает в программе то же место, что и прошлогодний "Танец реальности" Алехандро Ходоровского. Фильм начинается в 1943 году во время немецкой бомбардировки Великобритании, а затем перескакивает в 1952-й. Бурману тогда исполнилось 18 лет, он был призван в армию. Он воспроизводит свою первую встречу с кинематографом, первую любовь, поход на "Расемон", коронацию Елизаветы II. Возлюбленную главный герой называет Офелией, ни один фильм Бурмана не обходится без реки.
Кадр из фильма "Девушка и река"
Кадр из фильма "Девушка и река"

"Девушка и река" – так называется новая работа Орелии Жорж, которую показали во внеконкурсной программе французского кино ACID. Ее предыдущая картина "Идущий человек" была вдохновлена биографией русского художника и писателя Владимира Слепяна. "Девушка и река" – лаконичный фильм-стихотворение. Самюэль спас Нук от самоубийства и влюбился. Проходит время, они живут вместе и любят друг друга. Самюэль – журналист, Нук работает в книжном магазине. Их разлучает авария, погибает Самюэль. "Вы умерли, но пока не умерли", – сообщает ему представитель небесной канцелярии в исполнении Пьера Леона. В фамилии Самюэля загробные бюрократы допустили ошибку, и потому он нелегалом бродит по царству мертвых. Даватель жизни и даватель смерти читают вслух бесконечные списки еще не родившихся и еще не умерших, Набоков проводит конференцию о бабочках, Мэрилин Монро читает неопубликованные стихи, супруга Альберта Эйнштейна Милена рассказывает, что на самом деле ей принадлежит разработка теории относительности (ее играет великая Франсуаза Лебрюн из "Мамочки и шлюхи" Жана Эсташа). Нук в это время встречается с печальным юношей (Серж Бозон), напоминающим героев "Белых ночей" Достоевского. Он изобрел способ связываться через радиоволны с мертвыми, но этого ему недостаточно – он задумал самоубийство, чтобы поскорее увидеть погибшую возлюбленную.
кадр из фильма «Меркуриалии»
кадр из фильма «Меркуриалии»


В той же параллельной программе ACID показали лучший дебют фестиваля – "Меркуриалии" Виржиля Вернье. Les Mercuriales – построенные в пригороде Париже в 1975 году башни-близнецы, часть большого архитектурного проекта, замороженного из-за экономического кризиса. Фильм Вернье под определение дебюта попадает с трудом: два года назад в Локарно был его прекрасный "Орлеан", всего на несколько минут не дотягивающий до полного метра. "Меркуриалии" – экзистенциальный научно-фантастический фильм без спецэффектов (определение жанра принадлежит критику Дмитрию Мартову), напоминающий "Я люблю тебя, люблю" Алена Рене и "Я не умерла" Жан-Шарля Фитусси. Это экспериментальный фильм-река, повествование плавно переходит от одного героя и пространства к другому. Французский кинокритик Камий Брюнель точно сравнил повествовательную структуру с устройством романа Жоржа Перека "Жизнь, способ употребления". Напоминание о прошлом, осколок нереализованного замысла – эти башни семидесятых, снятые Вернье на 16-мм пленку, вдруг оказываются символом мира будущего, где Европа пережила новую таинственную войну и погрузилась во времена жестокости. К "Меркуриалиям" сочинил музыку замечательный электронный композитор Джеймс Ферраро. Вот и еще одно неожиданное русское эхо: одна из трех героинь, молдаванка Лиза, слушает в плеере группу "Кино" и переводит подруге песню "Проснись, это любовь" с русского языка на французский. Что еще слушать в мире после войны?
XS
SM
MD
LG