Ссылки для упрощенного доступа

Хлеб и футбол – взаимозаменяемые вещи


Сборная Аргентины вышла в финал чемпионата мира по футболу
Сборная Аргентины вышла в финал чемпионата мира по футболу

Известный телеведущий Андрей Максимов в "Российской газете" напоминает, что словосочетание "искать виноватых" чаще всего употребляется с приказом: "Не надо!"

Вот прошло уже несколько дней после фиаско сборной России по футболу, и складывается ощущение, что виноватых действительно решили не искать. Главный тренер нашей сборной сообщил, что виноват, понятно, судья. Вратарь сказал, что само по себе попадание в финальную часть чемпионата мира – это успех. Глава Федерации футбола рассказал, что контракт с тренером продлен до 2018 года.

Я заволновался. В 2018 году чемпионат мира пройдет в России. И нет у меня ощущения, что через четыре года сборная выступит лучше, если все неудачи мы будем сваливать на судей, плохое поле и лазерные указки, которые слепили нашего вратаря.

Наша команда провела на чемпионате мира три игры с командами, ни одна из которых не является грандом мирового футбола. Самой сильной – Бельгии – мы проиграли. С двумя остальными, в том числе с Южной Кореей, которая в мировом рейтинге ФИФА находится на 146-м месте, сыграли вничью. Мы забили 2 (!!!) гола. Пропустили три, из которых в двух очевидно виноват вратарь.

После таких результатов главный тренер и глава футбольного союза должны подавать в отставку. Просто от стыда.

Не подают.

Понятно, что по исконной русской традиции нам как-то привычнее надеяться на чудо. Но все-таки, может быть, попробовать что-нибудь сделать?

Если мы хотим изменить ситуацию в футболе в прошедшие четыре года, то ее надо менять. Понятно, что по исконной русской традиции нам как-то привычнее надеяться на чудо. Но все-таки, может быть, попробовать что-нибудь сделать?

Совсем недавно, подводя итоги чемпионата страны в "Российской газете", я писал о том, что, в связи с переходом на систему "осень-весна" у нас, фактически, нет футбола. Игроки ползают по плохим, замерзшим, грязным полям: о каком совершенствовании техники можно тут говорить? О каком футболе вообще можно рассуждать в зимней стране, где мяч не гоняют летом?

Что мешает вернуться на привычную систему? Что мешает вернуть в летние месяцы летний вид спорта?

Наши футбольные функционеры, видимо, всерьез считают, что деньги – это самая хорошая мотивация. Мол, чем больше человеку платят – тем лучше он работает.

Мой личный опыт доказывает, что желание человека работать вообще от его заработка не зависит. Если человек любит свое дело, если понимает его смысл, если оно для него важно, он его делает хорошо даже бесплатно. А если не видит смысла, то, сколько ни плати, толка не будет.

Как известно, тренер российской сборной – самый высокооплачиваемый специалист на чемпионате. И что мы видим?

Я уже слышал много слов, что итальянский тренер как-то хорошо организовал игру нашей команды, что мы, мол, мало пропустили... Господа! В спорте есть один-единственный критерий: результат. И всё. Две ничьих при одном поражении – это как? Когда ничья с Южной Кореей – это едва ли не подвиг, а сборной Алжира удается забить всего один гол – это нормально, что ли?

Я не собираюсь оценивать работу нашего старшего тренера и высказывать ему претензии: "Почему не взяли в сборную Дзюбу?" Или: "Почему так мало играл Дзагоев?" Или: "Выпустили Денисова, и игра сразу обострилась, чего ж его нельзя было поставить в стартовый состав?" Или: "Почему после нелепого мяча в игре с Южной Кореей было не попробовать другого вратаря, который, возможно, спас бы нас в игре с Алжиром?"

Я отдаю себе отчет в том, что понимаю в футболе гораздо меньше, чем великий итальянец, я просто болельщик. Но о работе тренера надо судить по результату. После такого результата человек не должен тренировать сборную. Это очевидно. Из такой группы сборная Россия обязана была выйти.

Если бы мы вышли из группы, и потом проиграли бы сборной Германии, никто бы не сказал ни слова упрека старшему тренеру. Но здесь – совсем иная история.

Напомню, что сборную России по хоккею недавно возглавил Олег Знарок – человек не только талантливый, но и амбициозный. В результате, наша хоккейная дружина стала чемпионом мира.

Когда назначили Фабио Капелло, я писал в "Российской газете", что это тренер, которому нечего доказывать. Он уже всем всё доказал. Результат его тренерской работы мы увидели в Бразилии. И что? Будем делать вид, что это фиаско не где-нибудь, а на чемпионате мира – просто осечка?

К слову сказать, в сборной Олега Знарка было меньше звезд НХЛ, чем в той, что играла на Олимпиаде в Сочи. И ребята выиграли, не проиграв ни одного матча!

А между тем эта мотивация – показать себя, столь свойственная молодым людям, очень серьезная штука. И, как доказывает хоккейный пример, она посильнее будет, чем огромные гонорары.Тут вот все говорят, что надо больше строить футбольных школ, развивать детский футбол. Надо! Но за четыре года при всем желании этого не сделаешь. Однако уже сейчас любой болельщик может назвать вам целый ряд относительно не звездных футболистов, которых либо вовсе не взяли в сборную, либо заставили сидеть на скамейке запасных.

Фиаско сборной России на чемпионате мира по футболу – это как раз тот случай, когда необходимо искать виноватых. Причем – быстро. Надо честно разобраться, что "не так" в нашем футбольном королевстве и кто за это "не так" ответствен. Надо, наконец, однозначно понять: в спорте прошлые заслуги не работают, будь это заслуги тренера, вратаря или полевых игроков.

В этом смысле, спорт – жестокое дело. Есть результат – спасибо всем, и не важно, как он достигнут. Нет – до свидания те, кто его не обеспечил. Здравствуйте, новые, амбициозные.

И другого пути нет.

* * *

Сайт NewsRU.com считает, что провал национальной сборной Бразилии в стране, одержимой футболом, может нанести удар по настроениям местных инвесторов и потребителей. Бразильцы проиграли немцам в полуфинале чемпионата мира по футболу с небывалым счетом 7:1, а связь между неудачами футбольных держав на крупных турнирах и движением национальных фондовых рынков доказана не одним исследованием.

Находящаяся в кризисе экономика не получит импульса от футбольных инвестиций: многие инфраструктурные и социальные объекты так и не были построены, а экономической отдачи от стадионов ждать не стоит

Алекс Эдманс из Лондонской школы бизнеса и его соавторы Диего Гарсия и Ойвинд Норли в работе 2007 года показали, что вылет футбольной сборной на стадии плей-офф чемпионата мира приводит к тому, что на следующий день фондовый рынок проигравшей нации снижается на 0,5% с поправкой на глобальный тренд.

Этот эффект проявляется сильнее в странах с богатой футбольной традицией (Бразилия, Аргентина, Испания, Италия, Англия, Германия, Франция), от футболистов которых местные жители привыкли ждать только побед.

Позитивный рыночный эффект от победных матчей на мундиале выражен гораздо слабее, чем негативный эффект от поражений, отмечает Эдманс с коллегами, поскольку на чемпионате мира рано или поздно проигрывают все страны, кроме одной.

Бразилия очень много инвестировала в успех домашнего мундиаля, пишет газета РБК daily. Cтрана потратила на организацию и проведение турнира 11,5 млрд долларов. Само решение принимать турнир, гигантские траты и пробелы в подготовке, коррупция при строительстве стадионов и инфраструктуры – все это на фоне резкого снижения показателей экономического роста и стагнации уровня жизни населения вызвало массовые протесты, которые проходили в Бразилии с 2009 года. Теперь беспорядки могут разгореться с новой силой.

Находящаяся в кризисе экономика не получит импульса от футбольных инвестиций: многие инфраструктурные и социальные объекты так и не были построены, а экономической отдачи от стадионов ждать не стоит, пишут "Ведомости".

Футбольный провал снижает шансы президента Бразилии Дилмы Руссеф на переизбрание на выборах в октябре этого года, полагает Bloomberg.

Рейтинг Дилмы Русефф в последние годы падал на фоне кризиса в экономике и скандальной подготовки ЧМ; еще в конце 2013 года 47% населения готовы были голосовать за нее, а перед началом чемпионата – 34%. На фоне первых побед рейтинг подрос до 38% – и тут наступил крах.

При ней среднегодовой рост бразильской экономики замедлился до 2% – самый низкий темп с начала 1990-х годов. При этом годовой уровень инфляции превысил 6,5% – верхнюю границу прогноза.

Зато у немецких болельщиков и праздник победы, и с экономикой все в порядке. Индекс Франкфуртской биржи DAX растет на 0,14% при нулевой или отрицательной динамике остальных ведущих индексов Европы – FTSE 100, CAC 40 и SMI.

* * *

В редакционном комментарии на сайте "Газета.Ру" отмечается, что разгромное поражение сборной Бразилии от немцев в полуфинале чемпионата мира по футболу привело к массовым беспорядкам в нескольких городах страны и, по всей вероятности, скажется на результатах октябрьских выборов президента.

Стоит ли российской власти опасаться подобного сценария в случае провала нашей сборной на домашнем мундиале 2018 года? Таким вопросом задается редакция "Газеты.ру".

Бразилия убита горем и требует мести. Разочарованные болельщики пока только размялись: сожгли два десятка автобусов, ограбили магазин электроники, устроили драку на пляже.

Погромы могли оказаться и более массовыми, но бразильская полиция приняла действительно беспрецедентные меры безопасности.

За несколько предшествующих лет местная власть получила такую практику усмирения бунтов, какой позавидовали бы "Беркут" и сирийская полиция, вместе взятые. Жители, возмущенные гигантскими затратами на строительство стадионов к мундиалю на фоне социального неравенства и экономических проблем, выходили на улицы, пытаясь донести до властей свою правду.

Доносили по-разному. Горящие автомобили, перестрелки, парализованные города, раненые, убитые – хозяева чемпионата мира нахлебались всего этого еще два года назад и лишь ближе к началу турнира достигли некого статус-кво. Бунтующие фавелы притихли в ожидании большого футбола, и в какой-то момент показалось, что нового всплеска не будет. Бразильская сборная спокойно дойдет до финала, и на фоне спортивных успехов грандиозные расходы и социальные неурядицы отойдут на второй план.

Хлеб и зрелища – взаимозаменяемые вещи.

Но футболисты подвели, и лишь чудом, как говорят в спортивной среде, "на опыте", власти страны избежали настоящего бунта. Возможно, унизительность поражения даже сыграла им на руку – фанаты были не столько злы на судьбу, сколько опустошены, а в таком состоянии революцию не устроишь.

Не то чтобы бразильцы напрямую связывали результаты сборной с действиями главы государства, но россияне по сочинским Играм прекрасно знают, как легко затонировать коррупцию спортивными успехами

Это не значит, что президент страны Дилма Русеф теперь может спать спокойно. В октябре состоятся выборы, где ее позиции, еще недавно казавшиеся нерушимыми, будут расшатаны как никогда раньше. Не то чтобы бразильцы напрямую связывали результаты сборной с действиями главы государства, но россияне по сочинским Играм прекрасно знают, как легко затонировать коррупцию спортивными успехами. Русеф такой возможности не предоставили.

Но что нам за дело до какой-то Русеф? Мы сами скоро проведем свой чемпионат мира, еще более масштабный и дорогой, на фоне, возможно, куда более серьезных экономических проблем, чем бразильские. Может, и российскому ОМОНу придется в срочном порядке чистить щиты и полировать дубинки, чтобы предотвратить возможные происшествия. В Сочи все обошлось, так как команда сенсационно выиграла, но нашим футболистам до олимпийцев так же далеко, как до сборной Германии.

Тем более прецеденты были.

Москвичи еще помнят перевернутые машины и горящие магазины в 2002-м после скромных и, к слову, ничего не решавших 0:1 от Японии.

Далекие от политики события, происходившие за тысячи километров от столицы, тогда раскачали лодку, как не раскачивала и Болотная площадь. А тут – домашний турнир, потраченные деньги, накопленные социальные противоречия, недавно прошедшие выборы, в конце концов (нового или старого президента изберут, скорее всего, в марте, а чемпионат пройдет в июне). Есть о чем беспокоиться…

Но это только на первый взгляд. На самом деле российский футбольный болельщик за годы провалов разной степени тяжести приобрел своеобразный иммунитет. Он как никто другой понимает формулу островитян из книг Джорджа Мартина: "Что мертво – умереть не может".

Сборная России опустилась так низко, что по большому счету уже ни один результат для нее не может быть признан провальным. И, соответственно, реальное возмущение народа ее неудачам тоже уже невозможно.

И дело не только в различиях менталитета, но и в отношении к спорту. Нам сложно даже представить, что значит футбол для латиноамериканских стран. В 1950 году в Бразилии около трехсот человек убили себя после поражения сборной от Уругвая в решающем матче чемпионата мира. Сейчас накал страстей, конечно, поменьше, и сами по себе протесты говорят, что социальные блага для бразильцев стали важнее абстрактных побед, но футбол остается национальной игрой и роль искры у ящика с динамитом выполняет безукоризненно.

В Канаде религия – хоккей. В Бразилии – футбол. В России ни то ни другое не тянет даже на статус секты.

Но если наши хоккеисты время от времени берут свое на не самых престижных чемпионатах мира, то главная игра с мячом у нас давно уже предмет для шуток.

В 2002 году поражение от японцев еще вызывало возмущение масс, да и то – масс радикальных фанатов, но впоследствии ни один провал на ЧМ или Евро, ни унизительные 1:7 от сборной Португалии, ни обидное поражение от греков в 2012-м, ни нынешняя неудачная поездка в Бразилию не заставляли людей выходить на улицы.

И даже хозяйский статус скорее послужит еще одним оправданием: россияне – гостеприимный народ, не будем же мы из-за вылета собственной сборной портить гостям праздник футбола и уж тем более вспоминать о каких-то неспортивных проблемах. К тому же на чемпионат в любом случае потратят меньше, чем на Сочи, – тоже аргумент.

Словом, если что в России и вызовет мощные социальные сдвиги, то явно не победы или поражения футболистов.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG