Ссылки для упрощенного доступа

Хмельная дымка стихов

Поэтов не удовлетворяют словарные определения поэзии. Словари говорят слову: "Замри!" Поэты говорят слову: "Отомри!" Уильям Вордсворт утверждает, что поэзия – это "спонтанный поток всепоглощающих чувств". Борис Пастернак дает целый перечень определений поэзии: "это – ночь, леденящая лист", "это – двух соловьев поединок" и т. д.

С вином, определением его вкуса, цвета, запаха происходит нечто подобное. О них принято говорить по касательной. В них находят свойства красной и белой смородины, зимнего заката, старого кожаного седла, свежего асфальта, коричного шиповника, горького шоколада, пармской фиалки. Особенно изобретательны в поисках сравнений писатели. Герои романа Ивлина Во "Возвращение в Брайдсхед", сидя в гостиной, строго следуют правилам дегустации: разогревают бокалы над пламенем свечи, наполняют их на треть, вращают, взбалтывают, разглядывают на свет, перекатывают на языке, так что "вино звенит о нёбо", и главное – ищут и находят слова:

– Оно напоминает маленькую робкую газель

– Или эльфа

– Будто в крапинку, на ковровом лугу

– Да, звук флейты у пруда

– А это мудрое старое вино

– Пророк в пещере

– А вот это – жемчужное ожерелье на белой шее

– Или лебедь

– Или последний единорог…

Ивлин Во ироничен. Он словно стесняется своего лирического дара. Но большинство винных критиков не стесняются "поэтической" лексики, и потому звучат курьезно. Подобному "лирическому" подходу противостоят профессора кислых вин, университетские магистры и доценты винных академий. Для них вино – это гедоническая шкала, ферментная мезга, ассамбляж и купаж, дыхание дрожжей.

В той же – винной – главе романа "Возвращение в Брайдсхед" герои начинают свой винный марафон с посещения погреба. Но сам ритуал дегустации проходит в "Расписной гостиной". Выбор места в столь важном деле чрезвычайно ответственен. Вкус вина напрямую связан с интерьером помещения. Уже много лет я живу в районе Праги, пропахшем пильзенскими опивками и захарканном пивной пеной. Но и в Праге можно найти винные пристанища. Одно из них – бар "Монарх" (Na Perstyne 15). Другое мое открытие, сделанное недавно во время поездки в Австрию, – венский винный бар Osterreicher im MAK (Stubenring 5). В нем можно сосредоточиться и подумать. Этот самый MAK – Музей прикладного искусства. Он размещается на трех этажах, на которых устраивают всякие важные выставки. На одном этаже с винным баром расположены залы готики, барокко, рококо. Вино смело можно отнести к прикладным искусствам. В баре музея, как и положено, преобладает дерево и стекло. От бокала белого штирийского Gelber Muskateller тянет весной и ароматом антютиных глазок.

Как еще определяет поэзию Пастернак?

Это – щелканье сдавленных льдинок.

Нет, вино здесь ни при чем. Льдинки скорее ассоциируются с виски. Что еще приходит на ум? Перси Биши Шелли в трактате "Защита поэзии" писал: "Поэзия приоткрывает завесу над скрытой красотой мира и превращает знакомые предметы в незнакомые". У Александра Блока с юности были самые тесные отношения с вином ("Я пригвожден к трактирной стойке"). Вся его поэзия – в хмельной дымке. Но есть у него строфа, которой не стоит верить на слово:

Случайно на ноже карманном

Найди пылинку дальних стран –

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман.

Рискну высказать дерзкое предположение. У блоковского карманного ножа был штопор, и последние два стиха – насквозь винные. Да, возвращаясь к цитате из Шелли: вычеркиваем слово "поэзия" и начинаем предложение со слова "вино". Вот теперь всё на месте.

Ошибка сервера

Ой! Как вы понимаете, это не то, что мы хотели бы вам показать.

Адрес этой странички был отослан разработчикам для анализа и исправления. Приносим извинения!

Пожалуста, используйте Поиск вверху страницы, чтобы найти больше

Дегустация. Сцена из сериала "Возвращение в Брайдсхед"

Ваше мнение

Показать комментарии

ЕВРОПА ДЛЯ ГРАЖДАН

XS
SM
MD
LG