Ссылки для упрощенного доступа

Слушания по делу об издевательствах над солдатом Сычевым могут затянуться надолго



Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Валиев.



Дмитрий Волчек: На этой неделе стало известно еще об одной трагедии, связанной с неуставными отношениями в армии, она произошла в Москве. Не выдержав издевательств, солдат-срочник Кирилл Григорьев, проходивший службу при Генштабе, выбросился с балкона девятого этажа дома на Новом Арбате. Между тем в Челябинском военном гарнизонном суде всю неделю продолжались слушания по делу Андрея Сычева. Судя по тому, как идет процесс, продлится он еще очень долго. Корреспондент Свободы Александр Валиев передает из зала суда.

Александр Валиев: В начале недели поднялся переполох по поводу пропажи одного из свидетелей обвинения, в среду общественность удивилась ходатайству двух потерпевших, которые попросили суд прекратить дело в отношении подсудимых, а ближе к выходным процесс опять застопорился из-за очередного предъявленного больничного.
Свидетель обвинения Макарин, заявлявший ранее о том, что с ним проводил беседу некий генерал из Москвы, пропал еще в прошлые выходные. В субботу, 22-го он должен был вернуться в часть из увольнительной, но не вернулся. Не явился он и на судебное заседание. О его местонахождении не знали ни начальники, ни родные, ни друзья. Между тем, в понедельник в суде прозвучали два громких заявления. Сторона обвинения подала иск в прокуратуру округа о возбуждении уголовного дела на генерала Минобороны Сергея Рыбакова. Согласно показаниям свидетелей, именно он приезжал в часть в Никольской роще и принуждал их лгать на следствии. Между тем, адвокаты защиты официально заявили, что уже с уверенностью можно говорить о невиновности Александра Сивякова. Суд снова допросил рядового Романа Алексеенко, чтобы прояснить противоречия в его показаниях. Свидетель вновь заявил о моральном и физическом давлении со стороны военной прокуратуры, в частности, о том, что подполковник Хабин заставлял его принимать позу полуприсяда. Вот как комментирует ход процесса адвокат обвиняемого Сивякова Александр Петров.



Александр Петров: Уже шесть или семь свидетелей отказались от своих показаний, пояснив, что их били в прокуратуре, на них давили в прокуратуре, что они сделали так, чтоб их оставили в покое. Некоторые свидетели заявили, что в период предварительного следствия решили, что в суде скажут правду.


Александр Валиев: Между тем, адвокат Сычевых Светлана Мухамбетова возмущена тем, как обеспечивается защита свидетелей.



Светлана Мухамбетова: О каком свидетельском иммунитете может идти речь, когда под руководством одного человека и свидетели, и потерпевшие постоянно находятся вместе после слушаний, они служат в одной части, они 24 часа в сутки вместе!


Александр Валиев: На следующий день потерпевший Сатушкин заявил о моральном воздействии со стороны военной прокуратуры, уточнив, правда, что его не били и не угрожали. Позже потерпевшие Ахмедов и Сатушкин выступили с ходатайством о том, что не имеют к подсудимым никаких претензий. Военнослужащие пояснили, что Билимович и Кузьменко публично извинились перед ними, возместили ущерб в размере двух тысяч рублей каждому, и вообще никаких издевательств не было, а старослужащие просто проводили воспитательную работу. Вот как прокомментировал это ходатайство адвокат обвиняемого Сивякова Александр Петров.



Александр Петров: Данное ходатайство полностью оправдано, поскольку это является правом самих потерпевших. Они заявили, что полностью примирились со всеми подсудимыми, не желают дальнейшего привлечения к ответственности и просят прекратить уголовное дело.


Александр Валиев: Суд, тем не менее, отказал в удовлетворении ходатайств, так как счел, что действия подсудимых являются "покушением на воинский порядок". Также суд посчитал возмещение ущерба недостаточным. Между тем, потерпевшие Александр Ахметов и Александр Сатушкин и свидетели обвинения по "делу Сычева" сами могут сесть на скамью подсудимых за заведомо ложные показания и обвинения в адрес работников прокуратуры. Об этом заявил военный прокурор Челябинской области Александр Двинянин. Сестра Андрея Сычева Марина Муфферт возмущена тем, как беспринципно ведут себя пострадавшие солдаты и делает вывод о том, что физическое насилие в их воинской части было в порядке вещей.

Марина Муфферт: Поражает тот факт, какая воспитательная работа в этой части проводится. Это считается в порядке вещей, что одни солдаты бьют других за то, что те несут службу неправильно. Это просто поражает!


Александр Валиев: Также в среду, 26-го, нашелся пропавший свидетель Макарин, он явился на суд, но объяснения по поводу своего отсутствия дать отказался. На том же заседании выяснилось, что свидетеля обвинения по "делу Сычева" Артема Никитина постоянно сопровождает некто Юрий Алексеевич Загорнов. Как было заявлено представителями потерпевшего Андрея Сычева, Юрий Загорнов прописан по адресу Москва, Знаменка, 19 в/ч - это адрес министерства обороны Российской Федерации. Сторона Сычева считает, что Загорнов оказывал на Никитина давление: свидетель обвинения на глазах превращается в свидетеля защиты. Говорит Марина Муфферт.


Марина Муфферт: Просто мальчик стоит в растерянности и не знает, что говорить. На все вопросы он отвечает одной фразой: «Я не знаю». Когда у него спрашивают: почему вы давали одни показания, потом стали давать другие показания? Он отвечает: «Я не знаю». Мальчик действительно запутался.



Александр Валиев: В тот же день 26 июля выяснилось, что адвокату Сивякова Елене Устинович поставлен диагноз ОРВИ. Александр Сивяков заявил, что отказывается принимать участие в процессе в отсутствие одного из адвокатов. В четверг утром судья перенес заседание на вторую половину пятницы, а в пятницу решил, что к слушаниям необходимо будет вернуться в понедельник. Марина Муфферт расценивает болезнь Елены Устинович, которая заболела сразу же после выздоровления своего подзащитного, как попытку затянуть процесс.

Марина Муфферт: Я полагаю, что болезнь Устинович так же выдумана, как болезнь Сивякова. То есть это очередная попытка выиграть время с целью обработать остальных свидетелей, которые еще обработаны не до конца.


Александр Валиев: Между тем, Андрей Сычев продолжает находиться в госпитале Бурденко. Вот что рассказала его сестра о последних событиях, связанных с его лечением.


Марина Муфферт: Был приглашен специально для Андрея главный уролог. Он пришел, посмотрел, заменил катетеры, которые у него стояли на какой-то маленький стенд, который находится внутри организма Андрея. И он сказал, что этот стенд должен простоять шесть месяцев и только после шести месяцев можно говорить об операции по восстановлению органов. Получается, что выйдет из Бурденко совсем нескоро. Удивляет то, что бурденковские врачи не отпускают его в Германии. Странно – почему?


Александр Валиев: Итак, суд по делу Андрея Сычева должен возобновиться в понедельник, если к этому времени Елена Устинович поправится и вернется из Москвы.


XS
SM
MD
LG