Ссылки для упрощенного доступа

«Призывы к третьему сроку Путина – это классическая разводка»


Сегодняшнюю власть в Чечне называют совместным предприятием Владимира Путина и клана Кадыровых
Сегодняшнюю власть в Чечне называют совместным предприятием Владимира Путина и клана Кадыровых

Парламент Чеченской республики предложил Государственной думе России рассмотреть вопрос о продлении срока президентских полномочий Владимира Путина, предоставив ему возможность баллотироваться на пост главы государства в третий раз подряд. Чеченские депутаты призвали своих коллег из других регионов поддержать эту инициативу. Ранее эту идею высказали представители североосетинской общественной организации «Согласие и справедливость».


Спикер нижней палаты чеченского парламента Дукваха Абдурахманов заявил, что президент Путин принял страну в самый трудный период в ее истории: в ней царили политический беспредел, юридический хаос; страна была экономически развалена. По мнению Абдурахманова, за прошедший период Путину удалось решить все эти проблемы.


По мнению лидера движения «За права человека» Льва Пономарева, инициативу чеченского парламента нельзя назвать случайной. Он считает, что Чечня - не только военный, но и политический полигон России. «Можно говорить, что в России установился авторитарный - не тоталитарный, не диктатура – а именно авторитарный режим, подразумевающий хотя бы видимость борьбы каких-то политических сил. В Чечне давно уже установился, особенно с приходом к власти Рамзана Кадырова, тоталитарный режим, то есть там полностью все управляемо. Это некий полигон отработки политических технологий. Надо сказать, довольно соблазнительных для Владимира Путина, который видит, что, в общем, в стране управляемость фактически утеряна. Владимир Путин не умеет выстраивать демократическую систему, когда работают противовесы, поэтому авторитарный режим сейчас заходит в тупик. Несмотря на кажущуюся жесткость авторитарного режима, управляемость в стране теряется. А Рамзан Кадыров демонстрирует - внешне, по крайней мере - управляемость своей республики, там все новые и новые «достижения». Поэтому ничего удивительного нет, что Рамзан Кадыров предлагает третий срок Путину и, собственно говоря, подсказывает ему: "Что ты там чичкаешься? Вот я управляю Чечней, видишь, у меня какой прогресс, я провел референдум - все "за", я провожу выборы - все "за". Какие там демократии? Нужно делать так, как я". Совершенно естественно, что Рамзан Кадыров предлагает Путину идти на третий срок, это вполне соответствует тем политическим реалиям, которые сейчас есть в стране».


Предложение парламента Чечни - это позиция чиновников, но не народа, убежден чеченский публицист Руслан Мартагов: «Господин Путин вообще-то выстроил - у нас в республике, в частности - систему власти, где не суверенная демократия, а суверенная бюрократия, суверенная от народа и от его желаний или позывов. И сейчас, я думаю, он хочет это распространить на всю оставшуюся часть страны. Впрочем, я не видел ни одного человека, который бы это всерьез обсуждал. Ну что обсуждать анекдот? Его надо только услышать и посмеяться».


Почему призывы к Путину остаться на третий срок звучат именно с Северного Кавказа? Политолог Леонид Радзиховский видит в этом тактический ход окружения президента.


- Если считать, что эту инициативу организовывает администрация [президента], то этот ход можно понять. Администрация старается показать: вот, есть больные точки, вот, кричат, что Путин вел войну в Чечне, вот, он так жестоко обращался с чеченцами, вот, такая была трагедия в Беслане, жители Беслана возмущаются Москвой, а ничего подобного - как раз именно в этих местах Путин вызывает наибольший восторг, именно в этих местах хотят, чтобы он был новым президентом».


- Но ведь сам Путин несколько раз повторял, что он не намерен баллотироваться в третий раз. Почему тогда отдельные политические и общественные деятели настаивают на третьем сроке?


- Ни на чем они не настаивают. Они демонстрируют Путину свою сверхлояльность. Русский чиновник - у нас нет политических деятелей, у нас есть только чиновники - хорошо знает, что, так сказать, диссидентство с этой стороны всегда прощается и поощряется. Даже если Путин действительно не пойдет на третий срок, то все равно, чем больше вы продемонстрируете свою сверхлояльность, а, попросту говоря, свое холуйство, тем лучше к вам будут относиться. Как в сказке Шварца сказано: «Я старик простой, я старик честный, я вам прямо скажу, хоть вы меня расстреляйте, вы гений, ваше величество. Вот хоть голову мне снимите, а я буду это повторять».


- А можно ли серьезно относиться к предложению депутата чеченского парламента Юрия Полозкова об избрании Путина пожизненным президентом Российской Федерации?


- А почему пожизненно? Лучше наследственно, восстановить монархию. У Путина есть две дочери. Во-первых, в России были императрицы. Во-вторых, наверное, они выйдут замуж, и их мужья могут стать императорами.


Жители Чечни не участвовали в декабре 1993 года в референдуме по принятию Конституции России. Следовательно, сегодня они имеют полное право на предложения по её изменению. И такой аргумент прозвучал на заседании чеченского парламента. Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский считает его несостоятельным.


«Конституция принята, она действует независимо от того, кто участвует в референдуме, а кто нет, - полагает Станислав Белковский. - Если мы признаём действие Конституции, мы должны ей подчиняться. Если же мы действие Конституции не признаем, это означает серьезное покушение на устройство самого государства. Говорить о том, что автоматическое непризнание действий Конституции отдельными жителями России или регионами влечет за собой новые возможности для президента, бессмысленно и не остроумно».


Рамзан Кадыров на самом деле хочет, чтобы Путин остался президентом России еще на один срок, убеждён директор Института национальной стратегии: «Сегодняшняя власть в Чечне - это совместное предприятие Владимира Путина и клана Кадыровых, существование которого сводится к следующему. Владимир Путин не вмешивается в дела Чечни вообще, клан Кадыровых делает вид, что Чечня находится в составе Российской Федерации. Обе стороны абсолютно устраивает такой порядок и Кадыров понимает, что после ухода Путина ему обязательно придет конец. Поэтому мотивация кадыровского клана абсолютно очевидна и прозрачна, и там действительно хотят, чтобы Путин оставался у власти еще хотя бы 10 лет, поскольку с утратой Путина будет потеряна окончательно и их легитимность в глазах чеченского народа. Поэтому я не исключаю, что Рамзан Кадыров падет жертвой собственных соотечественников, не любящих и не терпящих единоличной власти, уже в следующем году.


Что же касается третьего срока Владимира Путина, то я всегда был убежден и остаюсь убежден, что он не останется на третий срок, поскольку для него самое важное - это легализация его самого и его огромного состояния на Западе. Он прекрасно понимает, что, задержавшись в Кремле даже на полчаса, он теряет легитимность на Западе и превращается в Александра Лукашенко, чего бы ему вовсе не хотелось. А хотелось бы ему быть абсолютно признаваемой и принимаемой на Западе фигурой, провести последние 25-30 лет своей жизни в приятных путешествиях по Европе, а не в диких степях Забайкалья. Но, тем не менее, все эти выступления, предложения, инициативы о продлении его полномочий выгодны Путину. Потому что в решающий момент он сможет сказать стране и всему миру: "Вы видите, как меня просят остаться, и все-таки я ухожу. Это потому, что я великий либерал и настоящий демократ".


Это классическая, как принято говорить сегодня в околокремлевских кругах, разводка. Вполне возможно, что в Чечне это понимают не до конца и надеются, что Путин останется, но Путин прекрасно понимает, что происходит, и весь ресурс обращенных к нему слез и жалоб верноподданного народа в нужное время будет использован по назначению».
XS
SM
MD
LG