Ссылки для упрощенного доступа

США дают России сигнал воздержаться от поставки Ирану новых систем вооружений


Каков будет ответ российской стороны на введение санкций США против двух российских компаний, занимающихся производством и продажей оружия - «Рособоронэкспорта» и «Сухого» - гадают в последние дни эксперты. Есть как минимум три варианта, говорят они: ответить жестко на словах, что уже было сделано, но не предпринимать ничего серьезного на практике; сделать экономический выпад, например, отказаться от закупок самолетов Boeing «Аэрофлотом»; или ответить политически, например, принять в Москве членов правительства Ливана, представляющих движение «Хезболлах». Слухи о возможности такой встречи уже появились в российской столице.


Что касается политической стороны вопроса, то независимые аналитики отмечают, что после разногласий между Москвой и Вашингтоном по поводу вступления России в ВТО, несходство во взглядах на события в Ливане и встречи Владимира Путина и Уго Чавеса похолодания ожидать стоило.


«Это в целом вписывается в логику общего похолодания российско-американских отношений, - говорит эксперт в области торговли вооружениями Руслан Пухов. - Таким образом, Вашингтон дает понять Москве, что нужно вести себя осторожнее на мировом рынке вооружений, где, помимо формальных международных договоров, режимов, а также двухсторонних договоренностей между США и России, существуют неформальные договоренности, что существуют зоны интересов. И Латинская Америка всегда относилась к зоне американских интересов, поэтому вполне возможно, что Соединенные Штаты чрезвычайно раздражены заключением договора с Чавесом на поставку ему самолетов семейства Су-30 и таким образом дают понять России, что впредь этого делать не надо».


Насчет сотрудничества России с Ираном в военно-технической области экспертам тоже все понятно. В конце прошлого года был заключен контракт на поставку системы ПВО средней дальности «Тор-М1» и, собственно говоря, пока иранцы этим ограничились, рассказывает Руслан Пухов. «Но разговоры идут о том, что они хотят закупить достаточно большое количество вооружений, начиная от системы С-300, заканчивая переносными зенитно-ракетными комплексами, а также ударными комплексами "Искандер". Вполне возможно, что американцам что-то известно о том, что переговоры близятся к завершению, и они, таким образом, посылают России сигнал, что нужно воздержаться от поставки наиболее чувствительных систем вооружений в эту страну».


Другие эксперты считают, что мотивы государственного департамента США, вводящего запрет для американских компаний на сотрудничество с двумя российскими оборонными структурами, были достаточно серьезными.


Свою точку зрения по этому вопросу Радио Свобода высказал директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне Николай Злобин:


- Я думаю, что мотивация конечно серьезная, американцы обычно действуют, основываясь на законах и фактах, и доказательствах. Другое дело, что они могли эти факты, доказательства и свидетельства не использовать. Но то, что это решение обязательно имеет логическую основу, я в этом не сомневаюсь. Поэтому, с точки зрения чисто юридической, с точки зрения правовой, к этому решению придраться будет нельзя. Можно единственное придраться с точки зрения политической, с точки зрения экономической, но с юридической точки зрения, я уверен, что все было продумано. Американцы обычно такие вещи продумывают задолго и проколов не делают.


- Но ведь представитель Госдепартамента сказал, что решение это направлено не против государственных органов, а только это запрет частным компаниям Соединенных Штатов. О какой политической составляющей может идти речь?


- Когда принимается решение о том, какие Государственный департамент или Министерство торговли, или Министерство юстиции, какие они дают советы военным компаниям, компаниям военных производителей, с какими компаниями в мире не сотрудничать, то юридическая сторона этого дела, безусловно, очень серьезно продумана. Что касается юридической стороны, здесь вопросов нет. Что касается политической стороны, это была рука Госдепа, когда и как объявить это решение и стоило ли объявлять это решение в отношении этих компаний. И они приняли решение, что это стоит сделать и, я думаю, это уже носит политический характер.


- Как вы думаете, связано ли это с последними событиями в плане российско-венесуэльских отношений?


- Я думаю, это связано с целым комплексом факторов, в том числе и с тем, что американцы подозревают, что Россия нарушает периодически международные договоренности и напрямую или косвенно продает или передает оружие или, по крайней мере, помогает продавать или передавать оружие тем странам, тем режимам или через те компании, с которыми американцы не рекомендуют, не хотят или им запрещено сотрудничать. Поэтому политическая составляющая здесь, безусловно, есть, и Венесуэла там играет роль и то, что российско-венесуэльские военные контракты тоже возбудили, так сказать, американцев. Можно по-разному к этому относятся, но то, что российско-венесуэльские перспективы военного сотрудничества, не столько существующая, сколько еще больше перспектива военного сотрудничества, сыграли свою роль, то да, я с этим могу полностью согласиться.


- Судя по сообщениям печати, руководитель компании «Сухой» клянется и божится, что, по крайней мере, последние 7-8 лет они не продали ни одной гайки, как он выразился. Можно ли верить этим утверждениям?


- Я думаю, что на самом деле можно верить. Здесь надо, так сказать, разбираться конкретно. Американцы вообще в таких ситуациях разбираются, потому что Boing может себе позволить нанять очень хороших, очень профессиональных, очень дорогих адвокатов и доказать, что государство американское не право. В принципе, по статистике, американские корпорации выигрывают у государства гораздо более чаще, чем государство выигрывает у корпораций.


- Значит, им есть, за что биться, есть, что терять в случае вступления этих санкций в действие?


- Конечно, им есть, что терять. Поэтому я думаю, они будут бороться, протестовать. Если им удастся доказать, что эти санкции были введены с нарушением каких-либо даже мельчайших нарушений каких-либо законов, то эти санкции могут быть отменены.



XS
SM
MD
LG