Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вильнюсе Ирина Петерс.
Олег Винокуров: Бывший президент Литвы Роландас Паксас завершил полуторамесячный кругосветный полет на одномоторном самолете. Паксас, первая профессия которого - летчик, стал первым литовцем, облетевшим земной шар.
Ирина Петерс: Вокруг Земли за 47 дней. 54 тысячи километров над 36 странами и более полусотни остановок в 24 из них. Все это на одномоторном экспериментальном самолете "Феникс" вдвоем - Роландас Паксас и его российский друг, пилот Владимир Макагонов. В этом опаснейшем путешествии летчикам не раз приходилось в экстремальных погодных условиях бороться за жизнь. "Мы были рады, - вспоминает теперь Паксас, - когда хоть что-нибудь видели под собой, потому что часто не видели ничего или половину крыла нашей машины. Если летели в облаках в грозу, видели только молнии и чувствовали, как бросает наш самолет из стороны в сторону, иногда на сотни метров". "Я первый раз в жизни, - удивляется Паксас, - натер мозоли на пальцах, так крепко пришлось удерживать штурвал". Какая же мысль после такого испытания при приземлении на литовском аэродроме посетила первой?
Роландас Паксас: Самолет цел, летчики живы, значит, полет удался. С Японии, с Окинавы летели в Филиппины, попали в циклон, три часа над океаном в циклоне мы боролись-боролись-боролись - и пришлось вернуться обратно. Молнии, гром и дожди, и ветры, и болтанка, в кабине летает твой багаж, сумки, сам ты летаешь. А ты в кабине, и думаешь: как между этими молниями пройти?
Ирина Петерс: Роландасу Паксасу, летающему с 16-ти лет, окончившему еще Ленинградскую академию гражданской авиации, не нужно объяснять, что есть там, в воздухе взаимопонимание и стремление прийти на выручку. И тут уже не важно, что ты в прошлом президент страны.
Роландас Паксас: Не было у нас второго пилота, здесь в команде делали всякую работу - и самолет заправляли, и чистили, и колеса чинили, и летели, и ругались.
Ирина Петерс: В самые напряженные моменты не обошлось, признается Паксас, без крепких русских словечек. А если о Божьей помощи, то без веры в нее, говорит Паксас, между небом и землей в таких испытаниях и делать нечего. Путешественникам довелось побывать и в экзотических странах, а наибольшее впечатление произвели Северная Америка и Арабские Эмираты.
Роландас Паксас: Северная Канада - очень красивые горы и вода, люди такие добрые. Арабские Эмираты понравились очень, это была самая жаркая точка, 55-60 градусов жары.
Ирина Петерс: Порой больше, чем плохая погода, препятствием становились сложности с документами, разрешения на полет давали не все страны, и часто здесь помогала запись в паспорте Роландаса Паксаса о том, что он - бывший президент Литвы. А что больше всего радовало в пути? Встреча с единомышленниками.
Роландас Паксас: В Ванкувере президент канадского авиа-шоу пригласил нас в свой дом, мы говорили об этом полете. И с такой завистью человек... Он сам летчик, он смотрит: почему не я?
Ирина Петерс: Этот вопрос задают не только маститые канадские авиаторы, когда видят, что очередной пилот из маленькой Литвы удивляет. Вот и на последнем чемпионате мира по аэроакробатике гран-при взял литовский ас Юргис Скайрис. Любят летчики здесь поудивлять и местную публику: взять и пролететь под каким-нибудь Вильнюсским мостом вверх шасси. Философы пытаются объяснить такое стремление литовцев их вековым земледельческим укладом, желанием хоть ненадолго от этой земли оторваться, во всех смыслах преодолеть земное притяжение. Полет, как он сам сказал, изменил Роландаса Паксаса. В чем?
Роландас Паксас: Если раньше были какие-то мысли, особенно после импичмента, найти в жизни место получше, сейчас я согласен: самая прекрасная страна - это Литва, надо сделать так, чтобы каждому из нас в этой Литве было хорошо.
Ирина Петерс: После состоявшегося два года назад импичмента Роландасу Паксасу запрещено баллотироваться на должности, где требуется принятие присяги. Но в политику он вернуться не прочь.
Роландас Паксас: У меня еще перед полетом не было никаких сомнений, что я продолжу это дело.
Ирина Петерс: Авиаторы из разных стран не скрывают восхищения его полетом, но родина Роландаса Паксаса встречала неласково, на аэродроме появились лишь друзья, близкие, соратники по партии, немногочисленные журналисты и ни одного представителя власти, потому что, как в народе поговаривают, власть якобы все еще побаивается возрождения былой популярности летающего президента. В ее, этой популярности, поисках, как полагают некоторые, и провел Роландас Паксас 47 дней полета. Популизм - безжалостны критики. Нет, это просто спорт, спортивный интерес - облететь шарик, считают другие. Он упрямый, говорят третьи, вот и решил доказать, что не лыком шит. Так для чего же в первую очередь человек пустился в столь опасный полет на машине с единственным мотором, в полет, из которого он мог и не вернуться?
Роландас Паксас: Для себя, для людей, для Литвы.
Ирина Петерс: Почувствовать вкус к жизни через испытание себя - так 50-летний Роландас Паксас сам обозначил цели кругосветного полета и в конце своего интервью для Радио Свобода добавил...
Роландас Паксас: Все-таки жизнь - это хорошая вещь.