Ссылки для упрощенного доступа

Виктор Янукович обсудит в Сочи с руководством России поставки газа на Украину


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.



Кирилл Кобрин : Сегодня в Сочи открывается неформальный саммит стран Евразийского экономического сообщества. Новый премьер-министр Украины Виктор Янукович, который будет присутствовать на саммите в качестве наблюдателя, намерен обсудить с руководством России условия будущих поставок на Украину природного газа. Переговоры на таком уровне фактически станут первыми за все время после российско-украинского газового конфликта в начале года.


Россия - не главный поставщик газа для Украины, но основной его транзитёр, как и сама Украина для России, экспортирующей свой газ в Европу. Тему продолжит экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.



Сергей Сенинский : В газовом балансе Украины объемы собственной добычи и поставок российского газа примерно совпадают. Значительно больше закупается в республиках Центральной Азии. Наш первый собеседник в Киеве аналитик инвестиционной компании «Ренессанс-Капитал» Екатерина Малофеева.



Екатерина Малофеева : Во всем газовом балансе Украины примерно 20 процентов (это пятая часть) приходится на долю внутреннего производства, остальная часть - 80 процентов - импортируется. Из импорта примерно половину составляет газ из Туркменистана. Это делает Туркменистан крупнейшим поставщиком газа на Украину. Примерно четверть закупаемого газа добывается в России, и оставшаяся часть примерно поровну делится между Узбекистаном и Казахстаном. То есть можно сказать, что на долю Средней Азии приходится порядка 75-80 процентов всего закупаемого газа в Украине, что составляет большую часть общего газового баланса страны.



Сергей Сенинский : Известно, что в 2006 году поставки туркменского газа для Украины должны составить 30 миллиардов кубометров - это более 40 процентов общего потребления газа на Украине в 2005 году. Но этот газ поставляется на Украину не напрямую. Из Москвы - аналитик инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Владислав Метнев.



Владислав Метнев : Фактически у Украины нет контракта на покупку газа с Туркменистаном. Весь туркменский газ покупается "Газпромом", который затем продает "РосУкрЭнерго". Впоследствии эти объемы непосредственно продаются Украине. Фактически Украина покупает газ у совместного предприятия "РосУкрЭнерго", которое создано "Газпромом" и украинской структурой. Цепочку в целом нельзя прямой, но это тот вариант, который был приемлем для Туркменистана. Туркменистан фактически же отказался подписывать прямое соглашение с Украиной.



Сергей Сенинский : Цена туркменского газа для Украины была установлена в начале года на уровне 65 долларов за тысячу кубометров. С весны Туркменистан настаивает на повышении цен на свой газ вплоть до 100 долларов за тысячу кубометров. Весь «транзитный» газ из Туркмении на 2007 год уже «законтрактован» российским «Газпромом». А есть ли у Украины возможность частично заместить эти поставки газом из других стран региона - Узбекистана и Казахстана, газ которых пока не закуплен наперед «Газпромом»?



Екатерина Малофеева : Я думаю, что здесь нужно говорить и о геополитическом факторе. И Узбекистан, и Казахстан в настоящее время выстраивают стабильные отношения с Россией в первую очередь, а не с теми странами, с которыми у России не всегда безоблачные отношения. В этой ситуации у Украины остается практически единственная возможность - это разговаривать с "Газпромом".


Но интересная ситуация возникает в отношении Туркменистана. Здесь Россия и Украина оказались фактически по одну сторону стола. У обеих этих стран есть заинтересованность в том, чтобы уговорить Туркмению не повышать цену в четвертом квартале этого года до тех 100 долларов, о которых говорил Туркменбаши.



Сергей Сенинский : Другими словами, Россия остается важнейшим поставщиком газа для Украины и как транзитер, и как продавец своего собственного сырья.


А если иметь в виду весь российский газ, поставляемый в Европу по двум трубопроводам через Украину и через Белоруссию и Польшу. Каково соотношение поставок по этим двум направлениям? Владислав Метнев:



Владислав Метнев : Фактически соотношение между поставками газа через территории Украины и Белоруссии составляет 80 процентов против 20 процентов в пользу Украины. В настоящий момент Украина является наиболее важной транзитной страной для России, с точки зрения экспорта газа в Европу. Эта ситуация в ближайшее время вряд ли может как-то измениться.



Сергей Сенинский : По соглашению между Украиной и Россией, заключенному 4 января, плата за транзит российского экспортного газа через территорию Украины повышалась более чем в полтора раза - до 1,6 доллара за прокачку тысячи кубометров на каждые сто километров. Насколько этот тариф отличается от тех, по которым «Газпром» платит, скажем, европейским странам?



Владислав Метнев : Транзитный тариф на прокачку российского газа через территорию Украины составляет 1,6 долларов за тысячу кубических метров. Достаточно низкий уровень, если посмотреть на аналогичные транзитные тарифы. Скажем, в Польше они составляют 2,3 доллара, а Австрии - где-то 2 евро. Но есть страны, в которых этот тариф ниже, скажем, Германия, где транзитный тариф составляет 1 евро за тысячу кубических метров газа.



Сергей Сенинский : Газотранспортная система Украины - предмет особых споров с «Газпромом», который добивается контроля над ней, хотя сама приватизация системы пока просто запрещена украинским законодательством. И премьер-министр Украины Виктор Янукович перед отъездом в Сочи на нынешний саммит заявил, что «пока он работает в правительстве», газотранспортная система останется украинской". А как складывается судьба газотранспортного международного консорциума «Украина-Россия-Германия», о котором столько было разговоров еще год назад? Екатерина Малафеева:



Екатерина Малафеева : Про газотранспортный консорциум, действительно, в последнее время ничего не слышно. Возможно, это связано со сменой руководства как в Украине, так и в Германии. Но, действительно, никаких подвижек в этом направлении не произошло. Я думаю, что, конечно, позиция Украины здесь тоже играет очень большую роль, то, что Украина очень не хотела бы передавать кому бы то ни было контроль над своей газотранспортной системой, понимая, что это один из рычагов ее геополитического влияния.



Сергей Сенинский : Но хотя бы чисто теоретически - можно ли, на ваш взгляд, допустить вариант некоего обмена в будущем, скажем, части акций украинской газотранспортной системы на соответствующие доли в неких российских газовых месторождениях? Или такой вариант априори неприемлем для обеих сторон?



Екатерина Малафеева : Мне такой вариант кажется очень маловероятным, в связи с тем, что Украина не хотела бы осложнять систему контроля за своей газотранспортной системой, так и в связи с тем, что позиция исключительно миноритарного акционера вряд ли была бы столь интересна "Газпрому".



Владислав Метнев : Обмен активами теоретически возможен. Однако поставки газа с территории России в Украину столкнутся с Законом "Об экспорте газа", который фактически устанавливает монополию "Газпрома" на экспорт. Не имея возможности экспортировать газ, для украинской стороны данный вариант, я не думаю, что будет интересен. Для "Газпрома" этот вариант также не очень интересен, поскольку не совсем понятно, какие месторождения передавать украинской стороне. У "Газпрома" сейчас достаточно напряженная ситуация с добычей, и ввод новых месторождений призван сохранить добычу хотя бы на текущем уровне.



Сергей Сенинский : Спасибо, напомню, на наши вопросы отвечали: в Киеве - аналитик инвестиционной компании «Ренессанс-Капитал» Екатерина Малофеева, и в Москве - аналитик инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Владислав Метнев.


XS
SM
MD
LG