Ссылки для упрощенного доступа

Сделка России с Алжиром воскресила идею газового картеля


Внутренний спрос на газ в России резко растет
Внутренний спрос на газ в России резко растет

Идея газового эквивалента ОПЕК впервые была запущена в оборот президентом России Владимиром Путиным в 2002 году. Ее поддержал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, но затем она была отодвинута на задний план – однако не забыта.


В мае этого года о ней напомнил член совета директоров «Газпрома» Александр Медведев, пригрозивший, что если Россия не добьется уступок в своих переговорах с Европой по энергетической проблеме, она «создаст союз поставщиков газа, который будет повлиятельней ОПЕК».


Сегодня, с ростом мировых цен на природный газ, газовый картель становится все более реальной перспективой.


Алжир, занимающий восьмое место в мире по запасам газа, вполне может принять эту идею, равно как и Иран и Катар, занимающие второе и третье место по запасам. Присоединиться могут также Туркменистан, Казахстан и Узбекистан.


Последствия создания газового картеля могут быть весьма серьезными. Если он будет координировать цены на газ, то может, по прошествии некоторого времени, ограничить способность Европы выискивать на рынке более дешевый газ, и таким образом обеспечит ее зависимость от организации, контролируемой Москвой. В настоящее время Европа покупает газ у Норвегии, Алжира и России.


Такая ситуация может оказаться для Запада катастрофической в случае возникновения серьезной конфронтации между поставщиком и странами-потребителями.


Картель в эмбриональной фазе


Нечто вроде такого картеля уже существует, хотя об этом знают немногие. Эта организация называется Форум стран - экспортеров газа (GECF). Она учреждена 15 такими странами в мае 2001 года в Тегеране. В общей сложности она контролирует 73 процента мировых запасов газа и 41 процент его добычи. В числе ее членов-основателей – Алжир, Иран и Россия.


Пока что эта организация – всего лишь форум для обсуждения. Она не имеет ни персонала, ни штаб-квартиры, и до сих пор не пыталась фиксировать цены на газ. Однако с подписанием российско-алжирского соглашения приобретение ею постоянного статуса – вопрос времени.


Два фактора могут замедлить превращение GECF в газовый эквивалент ОПЕК: растущий в России внутренний спрос на газ и нехватка наличности у «Газпрома».


Ввиду недостатка средств «Газпром» не делает инвестиций в серьезную геологоразведку и не разрабатывает новых месторождений, а это вызывает опасения, что лет через десять России придется снизить экспорт, чтобы иметь возможность удовлетворять внутренний спрос.


Российский рынок – самый крупный для «Газпрома», но потребители на нем платят самую низкую цену: примерно 47 долларов за 1000 кубических метров.


Убытки на внутреннем рынке


Российское правительство, опасаясь негативной реакции, не спешит повышать цены. И в этом состоит дилемма. Администрация Путина великодушна к «Газпрому». Она предоставила этой компании исключительное право на продажу газа зарубежным потребителям и принудила других российских производителей продавать газ «Газпрому» по низким ценам. Этот газ «Газпром» затем перепродает в Европу по гораздо более высоким расценкам. Однако, удерживая внутренние потребительские цены на низком уровне, администрация препятствует рентабельности «Газпрома» на самом крупном рынке.


Картель может потребовать от России продажи газа ее собственным потребителям по фиксированным ценам, и правительство Путина, скорее всего, этому воспротивится. Картель также может потребовать большей прозрачности в российском газовом бизнесе, что наверняка вызовет у Кремля раздражение.


Картель: за и против


Ситуация еще более осложняется быстрым оскудением запасов газа во всем мире, особенно в Соединенных Штатах, занимающих первое место в мире по его потреблению. Согласно прогнозам компании ВР, газовые запасы США истощатся в течение 10 лет.


Ввиду того, что запасы истощаются и в других странах, цены на газ в ближайшие 5-10 лет могут резко подскочить, а это приведет к яростной конкуренции на рынке. Хотя газовый картель может дать рынку стабильность, он может также держать потребителя в роли заложника, угрожая бойкотами и произвольными скачками цен.
XS
SM
MD
LG