Ссылки для упрощенного доступа

Общественный резонанс на кражи в Эрмитаже обидел работников музея


Кража 221 экспоната их фондов Эрмитажа заставила не только музейное сообщество, но и всех, кому дорого культурное наследие России, задуматься о состоянии российских музеев, об учтенных и неучтенных ценностях, хранящихся в них, а также об отношении к культуре, демонстрируемом на государственном уровне.


Эрмитажная кража, много дней не сходившая с первых полос газет и со всех новостных лент, всколыхнула не только общество. В одном из своих выступлений по поводу случившегося директор Эрмитажа Михаил Пиотровский с сожалением заметил, что не ожидал такой острой реакции средств массовой информации.


«Резонанс общества, в общем, оказался несколько неожиданным и не таким, как был в предыдущих ситуациях, скажем так, и это нас и огорчает, и обижает, и беспокоит. Он оказался менее адекватным ситуации, чем нам казалось», - сказал он.


И все-таки и Пиотровский, и поддержавшие его в этой непростой ситуации коллеги, в целом, признали, что хранение экспонатов в российских музеях часто не полностью соответствует инструкциям. С одной стороны, кто-то вспоминает скандальные результаты аудиторской проверки Эрмитажа в 1998-99 годах, когда выяснилось, что музейные экспонаты часто путешествуют за границей не по несколько недель, как значится в договоре, а по несколько месяцев, что иногда отсутствуют финансовые отчеты по выставкам, а бесценные картины остаются за рубежом и тогда, когда сроки их страховки давно истекли. Еще тогда в Эрмитаже было найдено много других нарушений, но эта история не получила хода.


С другой стороны, директора многих музеев в один голос говорят, что музеи работают хорошо, что плановые проверки проводятся непрерывно, а вот государственное финансирование остается очень скудным. Жизнь крупных музеев в этом плане весьма отличается от проблем маленьких музеев, без которых российскую культуру тоже невозможно представить, рассказывает директор Красноярского краевого музея Валентина Ярошевская.


«Каждый год у нас появляется 5 тысяч новых экспонатов, и на это не выделяются никакие средства. Хранилища не растут. Власти местные должны понять, что музей – это прежде всего государственное хранилище, и основная функция всех властей – помогать, создавать условия. Если мы этого не донесем, то все останется по-прежнему. Все, что касается заботы государства о музеях, это не наша вина, а наша беда».


Музейные работники считают, что их усилия могут пойти прахом без национальной программы по поддержке культуры.



XS
SM
MD
LG