Ссылки для упрощенного доступа

Некоторые из тех, кто поддержал Ельцина, сейчас встали бы за ГКЧП


21 августа 1991 года – ровно 15 лет назад в Москве завершилась неудачная попытка переворота под руководством так называемого ГКЧП. Те августовские события в Москве для жителей многих российских регионов остались памятны в основном тревожным ожиданием известий из столицы и сидением у телевизора. Правда, далеко не все россияне в тот момент оставались дома.


«Я не знал, что начался этот путч, - рассказывает бывший председатель депутатской комиссии по экологии и недропользованию Верховного совета Удмуртской, тогда еще автономной советской социалистической республики Сергей Щукин. - Пришел утром, часов в 8, на работу в Верховный совет. Поразила тишина, не обнаружил на своих местах своих коллег. Совершенно случайно я зашел в приемную, и там просто сесть некуда. Весь кабинет набит людьми всех рангов – и силовики, и члены президиума, и правительства. Сидели и молча слушали зачитывание вот этой речи ГКЧПистов. Центр власти психологический, он переместился во всех, наверное, регионах, в верховные советы».


Но о том, что творилось в коридорах и кабинетах Дома правительства и обкома партии, естественно, население никто в известность не ставил. Сегодня Сергей Щукин издает оппозиционную газету «День» и критикует депутатов и власти за антинародную политику, за неуспехи в экономике, коррупцию и «потемкинские деревни».


Демократы из Липецка, представители демократической России к событиям 1991 года были готовы и сразу собрали штаб для противодействия ГКЧП, рассказывает участник тех событий Олег Дячкин корреспонденту РС в Липецке Андрею Юдину.


«Создали штаб по защите конституции, установили связь с Москвой, принимали распоряжения, указы первые Ельцина, в которых прямым текстом говорится, что это государственный переворот, выполнять распоряжения заговорщиков - это преступление. Мы эти указы решили довести до сведения власти».


Несмотря на противодействие властей, по всему городу липецкие активисты, правозащитники, представители правых сил распространяли листовки с указами Бориса Ельцина: «Реакция была разная. От первого секретаря обкома и в правобережном отделе милиции угрозы были. Они уже начали действовать - ГКЧП липецкое. Ксероксы тут же взяты были на учет, все равно нам удалось размножать указы. Было принято решение, что с 22-го будут забастовки, акты гражданского неповиновения», - рассказывает Дячкин. И благодаря активной деятельности липецкого штаба по защите конституции, считает он, в Липецкой области удалось взять ситуацию под контроль.


И в других российских городах в то время не все было спокойно. В Йошкар-Оле и по всей Марийской республике прокатились мссовые стихийные демонстрации. Люди поделились на два лагеря, рассказывает корреспондент РС в Йошкар-Оле Елена Рогачева. Руководители заставляли подчиненных подписывать письма в поддержку ГКЧП, а подчиненные выходили на митинги в поддержку Ельцина.


«Я работала на радио и в многотиражной газете завода полупроводниковых приборов, объединения «Изотоп», - вспоминает те события журналист Ольга Шангареева. - Приходят ко мне демократы наши, рабочие: "Нам надо по радио выступить, что долой ГКЧП, вперед – Ельцин, Собчак, все на баррикады. Листовки уже готовы". Я струсила и говорю: "Я не могу. Меня просто с работы попрут и в тюрьму посадят, потому что они уже с танками…" Договорились так, я в медпункт вышла, а у них на радио был свой технический работник, они просто подключились и выступили против ГКЧП. Слава богу, ГКЧП у нас продержалось недолго, меня не уволили, не расстреляли».


О том, как после поражения путчистов стало жить большинству населения Марий-Эл, можно судить по примеру того же завода полупроводниковых приборов. Он, как и большинство предприятий республики, работал на оборонный комплекс страны и после распада СССР почти встал, начались массовые сокращения. Некоторые из тех, кто тогда поддержали Ельцина, говорят, что вернись все снова, теперь поддержали бы ГКЧП.


Ностальгия по Советскому Союзу – это скорее ностальгия по стабильности, которой многие теперь лишены. Участники и свидетели тех событий 15-летней давности даже сейчас говорят, что однозначную оценку им дать просто невозможно.



XS
SM
MD
LG