Ссылки для упрощенного доступа

Даниэль Баренбойм дал «Мир на Ближнем Востоке» в Париже


Даниэль Баренбойм: «Верить в то, что наш оркестр может помочь установить мир между арабами и евреями не более наивно, чем считать, что конфликт может быть решен при помощи силы». [Фото — <i>GNU Free Documentation License</i>]
Даниэль Баренбойм: «Верить в то, что наш оркестр может помочь установить мир между арабами и евреями не более наивно, чем считать, что конфликт может быть решен при помощи силы». [Фото — <i>GNU Free Documentation License</i>]
В театре «Шатле» в Париже под управлением израильского дирижера и пианиста Даниэля Баренбойма состоялся концерт West-East Divan Orchestra под названием «Мир на Ближнем Востоке». Исполнялись произведения Моцарта, Россини и Брамса.

Даниэль Баренбойм родился в 1942 году в Буэнос-Айресе, в семье выходцев из России. Концертирует с семи лет. Музыкальное образование получил в Зальцбурге и Риме. Как дирижер дебютировал в 1962 году. Руководил многими знаменитыми симфоническими оркестрами, лауреат множества международных профессиональных премий. Известен активной общественной позицией, левыми политическими взглядами. Симфонический коллектив Западно-восточный оркестр «Диван» Баренбойм организовал в 1999-м году вместе с палестинским ученым и общественным деятелем Эдвардом Саидом. В этом оркестре играют израильские, арабские и немецкие музыканты.


О Даниэле Баренбойме говорит парижский корреспондент Радио Свобода Семен Мирский: «Даниэль Баренбойм спокойно относится к критике, обращенной в его адрес. Но всякий раз, когда кто-либо обвиняет его в наивности, великий дирижер и пианист несколько повышает тон и отвечает: "Верить в то, что наш оркестр может способствовать установлению мира между арабами и евреями не более наивно, чем считать, что израильско-арабский конфликт может быть решен при помощи силы. Сыграв вместе симфонию Брамса, израильтяне и палестинцы не сядут тут же за стол и не подпишут мирный договор. Но, настраивая инструменты в поисках общей тональности, работая вместе над произведением, мои музыканты создают условия для продолжения диалога. Слушать другого, понимать, что он делает, как и зачем, работать с ним над совместным проектом, равнозначно признанию права другого на жизнь". В этом кредо израильского дирижера: музыка становится метафорой общего дела.


В поистине блистательной карьере Даниэля Баренбойма есть немаловажный эпизод, связанные с исполнением в Израиле произведений Рихарда Вагнера. Вагнер, слывший злобным антисемитом, написавший не менее злобный памфлет "Евреи в музыке", бойкотировался в течение десятилетий израильским музыкальным истеблишментом. И его произведения в Израиле не исполнялись. И только упрямство и всемирный престиж Даниэля Баренбойма привели к прекращению бойкота. Довод дирижера: "Кому интересен сегодня антисемитизм Вагнера? А ‘Тристан и Изольда’, ‘Лоэнгрин’ и ‘Золото Рейна’ — это музыка на все времена". Нечто подобное произойдет, по убеждению Баренбойма и с конфликтом между Израилем и арабами. Вражда и кровопролитие отступят в конечном итоге перед сознанием необходимости жить бок о бок в мире на одном клочке земли».


XS
SM
MD
LG