Ссылки для упрощенного доступа

Рамзан Кадыров публично принимал добровольную сдачу боевиков


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий.



Андрей Шарый: Сегодня произошло еще одно событие, связанное с ситуацией на Северном Кавказе, на которое обратили внимание журналисты, поскольку их туда позвали. Премьер-министр Рамзан Кадыров сегодня публично принимал добровольную сдачу 49 боевиков, которая проходила на базе полка милиции специального назначения номер 2, который дислоцирован в Гудермесе. Среди сдавшихся оказались несколько бывших полевых командиров. Один из них - бывший начальник Департамента криминальной службы Министерства шариатской безопасности Ичкерия Арби Хабаев - рассказал, что даже пытался сдаться Кадырову по телефону, но не смог ему дозвониться. Хабаев также отметил, что в последнее время находился в центре Грозного. Но так как в документах у него стоит другое имя, это вводило в заблуждение тех, кто пытался его найти.


В Чечне, напомню, август был объявлен месяцем согласия и примирения. Руководство республики призывало боевиков сдаваться, гарантируя им объективное расследование. Кроме того, Национальный антитеррористический комитет во главе с директором Федеральной службы безопасности Патрушевым продлил до 30 сентября срок, до которого федеральные власти готовы вступить в переговоры с желающими сдаться боевиками. По последним данным, которые были обнародованы Патрушевым, за полтора месяца на Северном Кавказе с повинной явились 163 человека, не считая тех, кто сегодня публично сдавался Кадырову в Гудермесе. А Кадыров с каждым из них публично разговаривал и, видимо, обещал объективное расследование.


Не все так просто с этой амнистией. На эту тему я беседовал с обозревателем Радио Свобода Андреем Бабицким.



Андрей Бабицкий: Рамзан Кадыров очень серьезно и успешно продвигается в области пиара. Ему удается, действительно, производить серьезное впечатление на федеральный центр в плане демонстрации своих успехов в борьбе с вооруженным подпольем, но, в общем, конечно, кампания дутая в целом. Из тех, кто реально сегодня воюет, никто не сложил оружие. А люди, которых мы видим на экране, которые собираются в эти группы и демонстрируются телезрителям, журналистам, - это, в основном, те, кто действительно какое-то косвенное или прямое отношение имел к сопротивлению, к вооруженной борьбе, но в прошлом. После этого эти люди отсиживались по домам. Их, в общем, сегодня разыскивает Кадыров, его люди и заставляют пройти через эту формальную процедуру сдачи оружия. За счет этого набирается эта довольно серьезная по чеченским меркам цифра.



Андрей Шарый: Как организована на практике эта кампания? Верно я понимаю, что Чечня - маленькая республика, там все всех знают. Место расположение или место нахождение этих людей, которые прежде воевали, а теперь отсиживаются, оно всем известно. Или есть какие-то розыскные мероприятия по тому как их там локализуют, находят? Как это делается?



Андрей Бабицкий: Это и розыскные мероприятия, и агентурная работа, и все на свете, и поиск по архивным документам. Самый первый человек, который сдался после того, как Патрушев объявил об амнистии, был некий тракторист, который три года уже отсидел дома, а когда-то действительно участвовал в тыловом обеспечении. Анна Политковская, корреспондент "Новой газеты", пишет о человеке, который три года торговал на урус-мартановском рынке, и теперь он сдался. Те, кто уже сложил оружие, для них это формальная процедура, кстати говоря, которая является возможностью освободиться от того прошлого, от которого они уже отказались.



Андрей Шарый: По крайней мере, это свидетельствует о том, судя по всему, что Рамзан Кадыров и его люди достаточно плотно контролируют ситуацию в республике, если им удается выжимать из такого полумирного населения согласие на то, чтобы окончательно заявлять о том, что они вышли из леса.



Андрей Бабицкий: Это правило такой вот жесткой диктаторской власти. Враг исчисляется уже по мельчайшим каким-то остаткам прошлого в собственной биографии. Контроль очень серьезный. Тот страх, который навел сегодня Рамзан Кадыров на республику, в сочетании с колоссальными стройками, которые он развернул по всей Чечне, в сочетании, как это нестранно, достаточно успешным руководством хозяйственной жизни, дают портрет такого диктатора новой России.



Андрей Шарый: Он фактический хозяин Чечни. Существует еще официальный президент Алу Алханов. Говорят о противоречиях между Кадыров и Алхановым. Какова сейчас роль президента?



Андрей Бабицкий: В самой Чечне точно не знают настроения федерального центра. Там была любопытная ситуация совсем недавно, когда приезжал Греф, который достаточно пренебрежительно общался с Кадыров. Многие люди в окружении и самого Кадырова, и из окружения Алханова решили, что это демонстрация того, что приоритеты Кремля сменились. Они решили Кадырова как-то отвезти на свалку. На следующий день Путин встретился с Кадыровым. Картина оказалась полностью смазана. Поэтому не совсем ясно. Все-таки у Алханова очень мало возможностей, мало полномочий. Недавно ему удалось сменить, поставить своим человеком секретаря Совета безопасности. Но, в общем, при этом, что у Кадырова в кармане парламент, у Кадырова сила, оружие, у него позиции очень сильны, хотя уже сейчас говорят о том, что очень многие его люди крайне недовольны кадыровской манерой поведения, манерой унижать людей. Самое главное - его непредсказуемость. Даже самые близкие к нему люди не знают, чего от него ожидать.



Андрей Шарый: Вскоре ему исполняется 30 лет. Согласно чеченской Конституции он может баллотироваться на пост президента республики.



Андрей Бабицкий: Там сложнее немножко, мне кажется. За Алхановым все-таки Дмитрий Козак, руководство Южного федерального округа, которому он кажется намного более вменяемым политиком, более предсказуемым. Все-таки там есть некое противоборство. Часть политиков федерального уровня поддерживают Алханова. Кадыров не может себе позволить пойти на открытую конфронтацию, тем более Путин уже один раз вмешивался и дал понять, что он против этой вражды. Так что, вот эта вялотекучесть будет продолжаться.




XS
SM
MD
LG