Андрей Шарый : Человек дня Радио Свобода 29 августа - польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий.
В Польше открыт Европейский центр музыки, носящий его имя. В городе Лусловице, в большом концертном зале Центра, строительство которого только что началось, под руководством маэстро будут заниматься одаренные музыканты со всего мира.
Кшиштофу Пендерецкому - 72 года, музыкальное образование он получил в Кракове. Считается одним из ведущих европейских симфонических композиторов. Автор многочисленных классических произведений, посвященных, в том числе памяти жертв антикоммунистического восстания в Гданьске, жертв Освенцима и Хиросимы. Лауреат многочисленных профессиональных наград, дважды удостоен премии "Эмми".
О человеке дня Радио Свобода говорит корреспондент нашего радио в Варшаве Алексей Дзиковицкий.
Алексей Дзиковицкий : Пендерецкий в истории музыки и не только польской явление уникальное. Специалисты признают, что такой карьеры как в музыке ХХ века не сделал, пожалуй, никто, кроме разве что Игоря Стравинского. Также как и Стравинский, Пендерецкий рано узнал, что такое успех. В 1959 году в Польше проходил конкурс молодых композиторов Союза композиторов Польши. Все конкурсные произведения жюри рассматривало, не зная имен авторов. Когда имена композиторов, победивших в конкурсе были открыты, то оказалось, что первое, второе и третье места за совершенно различные произведения для симфонического оркестра, камерного оркестра и мужского хора занял Кшиштоф Пендерецкий, никому неизвестный в то время 26-летний ассистент отделения композиции в Государственной высшей музыкальной школе в Кракове. Уже через год эти произведения играли во всей Европе. А писанное годом позже произведение "Жертвам нацизма" звучало уже по радиостанциям всего мира.
Кшиштоф Пендерецкий стал ведущим представителем музыкального авангарда. Кроме обычных инструментов большого симфонического оркестра, он использует огромные листы жести для имитации раскатов грома, свистки, электрические звонки, пилу, куски стекла и металла, которые трут напильником, электрические сирены и так далее. Возможно, из-за успеха, который пришел к нему довольно рано, Кшиштоф Пендерецкий понимает, насколько важны для молодого творца поддержка и помощь старших мастеров. Это в Европейском центре музыки его имени молодые талантливые музыканты, наверняка, найдут. Такова первостепенная задача центра.
В 1966 году Пендерецкий написал "Страсти Христовы от Святого Луки" - произведение для обычного меломана, которое стало для музыкального мира полной неожиданностью. Композитор отходит от радикального авангардизма, за что его критикуют. Теперь его сравнивают с Вагнером, что вовсе не комплимент для авангардиста. Пенедерецкий парирует: "Мне все равно, в какие рамки загонят это произведение. Для меня оно звучит просто-напросто натурально и этого достаточно".
Пендерецкому удалось то, что удается немногим - быть самим собой, менять стили, направления и одновременно оставаться крупнейшим композитором ХХ века.