Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.
Никита Татарский: Сегодня истекает срок ультиматума Ирану. 31-е августа - последний день, установленный Советом Безопасности ООН, когда Тегеран должен прекратить обогащение урана, иначе... Что? Какие меры наказания может принять Совет Безопасности?
Ян Рунов: Накануне истечения срока ультиматума госсекретарь США Кондолиза Райс, сказала...
Кондолиза Райс: Если вы думаете так же, как я и президент Буш, что корни терактов 11 сентября явились следствием глобальной экстремистской идеологии, той самой, которая распространяет рознь и угнетение на Ближнем Востоке, то мы должны избавиться от источника террора, помогая народам этого неспокойного района в преобразовании их стран, в преобразовании их жизней.
Ян Рунов: Политические наблюдатели считают, что слова госсекретаря адресованы в первую очередь иранскому руководству. К тому же и министр обороны Рамсфелд сказал недавно, что США обладают возможностями участвовать в новых конфликтах, продолжая военные действия в Ираке и Афганистане.
Бывший специальный посланник Белого дома на Ближнем Востоке, директор Вашингтонского института ближневосточной политики дипломат Денис Росс всё же призывает Иран не провоцировать Вашингтон на военные действия.
Денис Росс: Не ставьте нас в ситуацию, когда останется единственный выход - применение военной силы ради предотвращения худшего, когда безрассудный иранский режим получит доступ к ядерному оружию. Президент Ирана предлагает продолжить переговоры. Но мне кажется, что переговоры с Тегераном теперь ушли на второй план. Несколько месяцев назад американская администрация заявляла о своей готовности к переговорам. На мой взгляд, в переговоры можно вступать только после того, как будет достигнуто соглашение о санкциях. К сожалению, такого соглашения ещё нет и вряд ли будет. Россия выступает против санкций и вместе с Китаем опять предлагает вести переговоры с иранцами. Но такие проволочки играют на руку Ирану.
Ян Рунов: А что вы думаете о высказывании полномочного представителя США в ООН Джона Болтона, что Америка может ввести санкции в одностороннем порядке и вне рамок ООН?
Денис Росс: Мы уже ввели односторонние санкции. Но, введённые одними Соединёнными Штатами, они малоэффективны. Важно, чтобы хотя бы европейцы присоединились к нам. Если мы вместе продемонстрируем, что готовы обойтись без иранской нефти и не будем сотрудничать с Ираном в очистке сырой нефти и в производстве нефтепродуктов, а Иран сам не может всё это делать, тогда в Тегеране увидят, что им придётся дорого платить за свою политику. Это единственное, что может подействовать на иранцев.
Ян Рунов: Тем временем на иранских центрифугах продолжается процесс обогащения урана. Думается, об этом будет сказано представителями МАГАТЭ на сегодняшнем заседании Совета Безопасности, посвящённом иранской ядерной программе.