Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.
Кирилл Кобрин: 20 лет назад затонул крупнейший на Черном море пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов". Пароход столкнулся с сухогрузом "Петр Васев" и через несколько минут пошел ко дну. По официальным данным, на его борту находилось 1234 человека. Всего было спасено 836 пассажиров и членов экипажа. Расследований проводилось много, в том числе и кинематографические.
Мумин Шакиров: Режиссер Оксана Барковская провела расследование и сняла фильм под названием "Русский "Титаник", или Семь минут между жизнью и смертью" в 2001 году, к 15-летию гибели "Адмирала Нахимова".
Оксана Барковская: Для меня это было вообще жизненно важно, потому что ровно за год до того, как он затонул, этот "Адмирал Нахимов", я с родителями на нем путешествовала. Мне было тогда 12 лет. Это такое было детское потрясение через год, когда я узнала, что этого корабля больше нет, я как личную драму это воспринимала. И потом, когда появилась возможность сделать фильм, я стала делать фильм. Проводилось расследование, чтобы узнать, кто же все-таки виноват, как это все случилось, и я поняла, что виноватых там, по сути, не было. Виновата была, наверное, вся советская система, которая допустила к управлению совершенно неподготовленного помощника капитана, который стоял на капитанском мостике в ту ночь, когда капитан "Адмирала Нахимова" выпивал и закусывал, главный кэгэбэшник Украины в ту ночь, Крикунов, был на этом корабле. Виноват был капитан сухогруза, естественно, который совершенно не слушал ни команды, ни диспетчера, а делал то, что считал нужным.
Там было много виноватых, на самом деле, и "Капитан Нахимов" был в два раза перегружен от допустимой нормы. Мое расследование уперлось в тупик, то есть виноватых как таковых не было. Более того, после того, как эти капитаны отсидели, они вышли по амнистии в начале 90-х годов, и капитан "Адмирала Нахимова" преподавал в Школе юных моряков в Одессе. Я думаю, что он и по сей день там преподает. То есть капитан, который погубил почти полтысячи человек, преподавал в Школе юных моряков.
Мумин Шакиров: Вам удалось с ним встретиться?
Оксана Барковская: Вы знаете, он мне дал согласие на интервью, я приехала в Одессу, выяснилось, что он дал мне неправильный адрес. Но поскольку Одесса - город такой, где все знают все, я зашла просто в первый попавшийся двор на этой улице, и мне сказали: "Да-да, он живет там-то и там-то..." Я пришла, а он мне просто дверь не открыл.
Мумин Шакиров: А с капитаном сухогруза вам удалось встретиться?
Оксана Барковская: А капитан сухогруза живет вместе с семьей в Израиле давно, он уехал сразу после того, как его выпустили из тюрьмы, сразу уехал в Израиль.
Мумин Шакиров: Оксане Барковской удалось во время съемок фильма спуститься с помощью аквалангов к месту гибели "Адмирала Нахимова". И вот, что она там увидела...
Оксана Барковская: Фильм у меня уникален тем, что я опускалась вниз на "Адмирал Нахимов", на глубину, и у меня съемки в фильме - шкаф, а там висит женское платье все 15 лет, тарелки... Некоторые каюты остались так, как будто только вчера это произошло, практически нетронутые.
Мумин Шакиров: К 20-летию гибели "Адмирала Нахимова" в Новороссийске проводятся траурные мероприятия. В город приехали родственники и друзья погибших пассажиров и членов экипажа. Руководство порта разрешило нескольким дайверам обследовать останки парохода. Юрий Шалимов, был один из тех, кто 30 августа спускался на дно Черного моря.
Юрий Шалимов: Производит достаточно тягостное впечатление. Дело в том, что это достаточно недавно затонувший корабль, всего 20 лет прошло. На самом деле он еще хранит следы тех людей, кто находился на борту, он находился в хорошем состоянии, не оброс. Глубина в том месте, где он затонула, 47 метров. Там корабль находится с небольшим креном на правый борт, примерно 45 градусов. Верхние помещения практически очищены водолазами, которые проводили спасательные работы, там остались только самые крупные предметы интерьеры, паласы, картины. Дальше вглубь корабля очень много завалов. Дело в том, что на "Нахимов" довольно активно погружались вначале водолазы-спасатели, потом подводники-любители. С него поднимали различные предметы. Такие места, как библиотека, столовая, центральный зал, - они довольно сильно были разграблены. После этого администрация порта запретила на него погружение, и вот в течение пяти лет там не было ни одного подводника. Вот нам довелось там побывать.
Мумин Шакиров: Известный документалист Виталий Манский снял в 1999 году картину, под названием "Частные хроники. Монолог". Это фильм не о трагедии в Черном море, а о человеке, который родился 11 апреля 1961 года, за день до первого полета в космос. Учился в школе, пил дешевый портвейн, перебрался в Москву, поступил в Институт, ездил на БАМ, женился, получил распределение на теплоход "Адмирал Нахимов", который утонул в 1986 году. Виталий Манский через этого героя рассказывает о своем поколении и о стране.
Виталий Манский: Мой герой нашей волей, авторов фильма, погибает 31 августа 1986 года на теплоходе "Адмирал Нахимов". Так как это герой-символ, он погибает вместе с советской империей, вместе с "совком", с Советским Союзом, с советской системой. Можно спросить, а почему, собственно говоря, в таком случае он не погибает 20 августа 1991 года на баррикадах Белого дома? Советская система, она и рухнула, если говорить символически, во время этой катастрофы, потому что эта катастрофа была порождена системой, она была бессмысленна, глупа, абсурдна. Только развалившаяся система может допускать вот такие неоправданные, безумные какие-то, абсолютно неестественные гибели людей.
Вы знаете, вообще ведь история строится из символов. Скажем, мы все готовились к наступлению нового тысячелетия и все думали: что станет символом этого тысячелетия? Французы украшали Эйфелеву башню, елку с фейерверками, руку приложили все. Однако символом конца одного века и наступления другого века через год стали башни-близнецы в Нью-Йорке. Для меня поэтому гибель "Нахимова", притом молниеносная, непредсказуемая... Ведь серьезный корабль, который должен был бы, по крайней мере, не менее серьезно, чем вся эта наша советская конструкция, на плаву продержаться после тарана хотя бы час, чтобы хотя бы люди спаслись, но он ушел под воду столь же стремительно и столь же для людей без шанса на спасение, как вдруг и огромная система, которая владела если не миром, то уж, по крайней мере, половиной земного шара, вдруг так вот за считанные минуты ушла под воды, унеся за собой всех нас, которые считали себя советским народом.
Мумин Шакиров: Согласно официальной версии, виновных, как это было принято в Советском Союзе, "назначили" сверху. Ими стали капитан сухогруза Виктор Ткаченко и капитан "Адмирала Нахимова" Вадим Марков. Оба они были приговорены к 15 годам тюрьмы каждый, но в 1992 году их помиловали.
Однако моряки-профессионалы считают, что степень виновности этих людей значительно была превышена. Говоря о символах, приписанный к Одессе "Адмирал Нахимов" был построен в 1925 году в Германии и назывался тогда "Берлин". До 1939 года он совершал регулярные рейсы через Атлантику. В 1945 году он подорвался на мине и затонул на глубине 13 метров. В 1946 году пароход перешел Советскому Союзу в счет репараций, был восстановлен и сменил название. С 1957 года судно совершало круизы по Черному морю. 5 сентября "Нахимов" должны были отправить на металлолом. Но за шесть дней до этого он опустился на морское дно.