Ссылки для упрощенного доступа

«Мы испытали на себе звериную суть терроризма и бездействие властей»


Не исключено, что без обвинений в адрес властей бесланцы не обойдутся и в дни второй годовщины трагедии
Не исключено, что без обвинений в адрес властей бесланцы не обойдутся и в дни второй годовщины трагедии

Сегодня в Северной Осетии начались траурные мероприятия по случаю второй годовщины бесланской трагедии. 333 человека, и большинство из них дети, погибли тогда в результате захвата боевиками городской школы №1 и последовавшего штурма. Мероприятия начались в 9 часов утра в разрушенной школе, но члены семей пострадавших, жители Беслана пришли на это место гораздо раньше. Возложение к школе цветов и венков началось еще в 6-7 утра и к 9 часам бывшая школа была буквально завалена цветами.


Здание школы, к которому сегодня приходят люди, после штурма оставили в неизмененном виде. По-прежнему выбиты стекла, пробита крыша, сохранил следы страшных дней страшного штурма и спортзал, в котором находились заложники. В Беслане идут споры по поводу того, что нужно сделать с разрушенной школой. Некоторые бесланцы требуют сравнять ее с землей и на этом месте поставить православный храм. Другие против. Они, наоборот, считают, что школа должна оставаться напоминанием того, что власть не защитила своих детей.


Утром в Беслане состоялась и церемония открытия памятника погибшим 3 сентября сотрудникам спецслужб «Альфа» и «Вымпел». По официальным данным, погибли 10 спецназовцев. На том же кладбище, где захоронены жертвы трагедии, сейчас им открывают памятник.


Не исключено, что и в эти скорбные дня бесланцы не обойдутся без обвинений в адрес властей. Накануне второй годовщины событий в городе много говорилось о следствии, которое ведет комиссия Государственной Думы. Еще больше обсуждается доклад депутата Юрия Савельева, который представил свою точку зрения, коренным образом отличающуюся от официальной версии.


В Беслане доклад Савельева называют наиболее достоверной версией событий, которые произошли 3 сентября 2004 года. Бесланцы говорят, что видели своими глазами, как стреляли огнеметы и пулеметы, танки и гранатометы. Но доказательств этого у них нет - они были уничтожены после штурма. Юрий Савельев на основе научных выкладок доказал, что большинство заложников погибло в результате огнеметного и гранатометного огня по школе. От него загорелась крыша, обвалилась стена и в спортзале погибла большая часть заложников.


Первый заместитель председателя парламента Северной Осетии Станислав Кесаев, который также вел расследование трагедии вместе со своими коллегами-депутатами, во многом солидарен с Савельевым. Единственное, в чем Юрий Савельев превзошел доклад парламентариев Северной Осетии, говорит Кесаев, это в научном доказательстве того, что огонь из огнеметов и гранатометов действительно велся.


В сегодняшней «Российской газете» помещено интервью нынешнего главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова. Он также дает понять, что недоволен результатами следствия и в некоторых вопросах поддерживает точку зрения депутата Юрия Савельева.


Жители Беслана возмущены и другими обстоятельствами, которые сложились вокруг трагедии. Они до сих пор убеждены, что захоронены не все погибшие в школе.


«4-го числа, когда школа еще была в оцеплении, туда загнали строительную технику с солдатами, вынесли, видимо, целые тела и более-менее крупные фрагменты, - говорит член комитета "Матери Беслана" Людмила Плиева. - А все остальные фрагменты и личные вещи заложников были лопатами загружены под бульдозер в машины и вывезены на свалку. Потом часть фрагментов на свалке случайно абсолютно обнаружили. По сей день мы не можем докопаться, кто дал распоряжение вычистить спортивный зал. Почему нельзя было сделать общую могилу, ну, по-другому поступить с останками людей, которые [спустя] 52 часа из-за правительства нашей республики вот так страшно закончили жизнь».


О том, что людям в Беслане пришлось столкнуться с бездействием властей и их ложью, говорится и в обращении «Матерей Беслана» к российской общественности:


«Прошло два года со дня гибели наших детей, родных и близких, но наша боль, боль всех сопереживающих с нами не утихает. Мы испытали на себе звериную суть терроризма, мы столкнулись с бездействием власти, непрофессионализмом и ложью. Однако признать это до сих пор не хотят ни те, кто должен был защищать нас и наших детей, ни те, кто занимается расследованием бесланского теракта. До настоящего дня органы следствия не хотят назвать причины, в силу которых стало возможным беспрепятственное проникновение и захват заложников в школе №1, бездействие и растерянность оперативного штаба, ложь и трусость его руководителей».


XS
SM
MD
LG