Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Американские мусульмане предупреждают о террористической угрозе, реющей внутри страны. Премьера фильма, названного оппонентами провокационным


Юрий Жигалкин: Американские мусульмане предупреждают о террористической угрозе,зреющей внутри страны. Премьера фильма, названного оппонентами провокационным. Об этом – в рубрике «Сегодня в Америке».


Лидеры американских мусульманских организаций, стоявшие после терактов 11 сентября на подиумах плечом к плечу с президентом Бушу и убеждавшие американцев, что ислам – мирная религия, что местные мусульмане – американские патриоты, ныне предупреждают своих братьев по вере, что в их рядах могут быть террористы.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Речь идёт об опасности не внешней, исходящей от иностранных исламистов, а внутренней: как избавить самих себя от исламистов-фанатиков, готовых совершить теракт против США. Об этой проблеме, вызывающей беспокойство среди американских мусульман, рассказал Муктедар Хан, профессор-политолог из университета штата Дэлавэр и автор книги «Американские мусульмане». По его мнению, мусульмане в Америке осознали всю остроту проблемы после того, как рождённый в Канаде мусульманин тайно помогал властям в раскрытии заговора группы исламистов, готовивших теракты в канадской провинции Онтарио. Осведомитель, имя которого теперь уже не секрет – Мубин Шаикх, объяснил свои действия опасениями, что террористы могут нанести ущерб исламу и мусульманской общине Канады. В Англии местные мусульмане сыграли важную роль в предотвращении терактов с помощью жидких взрывчатых веществ.


«Мы хотим показать, что американские мусульмане – не чужаки, а такие же американцы и патриоты своей страны, опасающиеся терактов, и что нас не надо бояться и ненавидеть», - говорит Салям Аль-Марайати, директор лос-анджелесского Мусульманского совета по общественным связям. В 2004 году его организация начала проводить «Национальную анти-террористическую кампанию», призывая мусульман очистить свои общины от экстремистов, выступить против насилия, осудить терроризм, сотрудничать с правоохранительными органами. Сотни мечетей Америки приняли участие в этой кампании. Правозащитная группа «Совет по американо-исламским отношениям» распространила воззвание под лозунгом «Не от имени ислама», в котором осуждался терроризм. Сотни тысяч американских мусульман подписали это воззвание.


Один из главных аргументов американских мусульман – противников насильственных действий – равенство и мирная, спокойная жизнь мусульман в Америке. Как говорит имам Мухаммаж Нусри – глава Исламского общества Центральной Флориды, «здесь, в Центральной Флориде, мусульмане огорчены действиями так называемых мусульман в Европе и на Ближнем Востоке. Мы бы хотели, чтобы они посмотрели, как мы живём здесь. Мы знаем, кто наш истинный враг: это те, кто может приехать из других стран и может попытаться внедриться к нам. Вот из-за кого приходится жить с оглядкой».



Юрий Жигалкин: Насколько серьезную угрозу Соединенным Штатам могут представлять террористы из американской мусульманской общины? Я задал этот вопрос главе центра изучения терроризма Института внешнеполитических исследований Майклу Раду.



Майкл Раду: Безусловно, такая угроза существует. Я, правда, думаю, что вероятность подобных атак в США гораздо ниже чем в Европе по простой причине: исламских радикалов в Соединенных Штатах пока сравнительно немного. Тем не менее, известно, что с помощью информаторов из мусульманской общины были арестованы несколько человек по обвинению и в подготовке терактов, и в рекрутировании потенциальных террористов. Так что опасность явно растет.



Юрий Жигалкин: А что известно о том, что американские спецслужбы противопоставляют этой угрозе?



Майкл Раду: Методы разные. Например, не так давно глава отделения ФБР в Вашингтоне выступил публично вместе с руководителями местных мусульманских организаций и выразил полное удовлетворение уровнем сотрудничества с ними в выявлении потенциальной угрозы. Но это не образец. Насколько мы знаем, наибольшее внимание спецслужб привлекают выходцы из Йемена и Пакистана – это наиболее радикализованные группы американских мусульман. В этом случае, насколько известно, власти привлекают и, так сказать, к простому мониторингу того, что происходит в их мечетях, и пытаются внедрить в их круги своих людей. Самой большой, связанной с «Аль-Каидой» на территории США, была группа из шестидесяти йеменцев, разоблаченная в штате Нью-Йорк. И эти люди были выявлены с помощью информатора.



Юрий Жигалкин: Информацию о растущих опасениях по поводу радикализации американских мусульман комментировал сотрудник Филадельфийского института внешнеполитических исследований Майкл Раду.


Осень 2007 года. Президент Буш, вышедший из дверей отеля «Шератон» в Чикаго, падает, сраженный пулей снайпера. Такова кульминационная сцена фильма «Смерть президента», финансируемого британским телевидением, его премьера пройдет на фестивале в Торонто. Те, кто видел фильм, говорят, что сцена снята с леденящей кровь реалистичностью. Полное ощущение, что на экране погибает реальный президент Буш: с помощью компьютерного монтажа актеру, играющему его роль, было придано лицо президента. Мало того, атмосфера в кадре сильно напоминает ту, что американцы помнят по телекадрам покушения на президента Рейгана. Все это неизбежно спровоцировало сильные эмоции. «Все это отвратительно, - заявил конгрессмен Питер Кинг, возглавляющий комитет Конгресса по вопросам внутренней безопасности. - Мы живем в опасное время. Демонстрация фильма станет безответственным шагом. Продюсер и режиссер должны знать, что на их руках будет кровь, если нечто подобное в действительности произойдет».


Глава Четвертого канала британского телевидения, намеренного показать фильм, говорит, что это драматичное произведение, заставляющее людей думать.


Я попросил культуролога Бориса Парамонова попытаться отделить факты этой необычной истории от эмоций.



Борис Парамонов: Прежде всего нужно обратить внимание на ту организацию, в которой сделан фильм. Это одно из подразделений так называемого Четвертого канала Британского телевидения, с Би-Би-Си этот канал не связан. Можно, пожалуй, сказать, что организация эта маргинальная, она не делает погоды, не характеризует британское телевидение и, тем более, кино в целом.


Я однажды видел одну работу Четвертого канала, показанную в Америке, это был документальный фильм о молодом Пастернаке с элементами так называемой драматизации: был найден актер, удивительно похожий на Пастернака в молодости, буквально одно лицо; он появлялся в нескольких сценах, но без речей, в общем, не актер, а статист. Сам фильм мне, помню, не понравился: в молодости Пастернака был выделен, можно сказать, выпячен сюжет его знакомства с проститутками. Пристрастия Четвертого канала стали более или менее ясны: они любят скандалы и скандальчики. Конечно, это дешевка.


Между прочим, люди с этого Четвертого канала совсем недавно устроили совсем уж неприличный скандал, можно сказать, провокацию. Во время беседы Тома Круза с журналистами они плеснули ему в лицо водой. Естественно, актер был оскорблен, но вел себя достойно, что не скажешь о молодчиках с Четвертого канала. Потом сообщалось, что эти люди были уволены. Как бы там ни было, облик этого предприятия вырисовывается не совсем обаятельный.



Юрий Жигалкин: Да, напомнить о людях, сделавших обсуждаемый фильм, было не лишне. Однако все-таки что можно сказать о самом фильме, о его замысле? Как вы считаете, правомочен ли такой художественный прием? Невольно приходят в голову мысли о некой провокации.



Борис Парамонов: Глава подразделения Четвертого канала говорит, что фильм не провокационен, а провокативен, и называет его серьезным произведением, заставляющим задуматься над многими важными событиями нашего времени. Других самооценок от него ждать не приходится. Вообще же сам замысел, прием фильма может быть подверстан к модному нынче жанру альтернативной истории. Этим приемом работают многие серьезные художники. Например, один из виднейших американских современных писателей Филип Рот написал роман об Америке 40-х годов, когда в ней якобы победил на президентских выборах знаменитый летчик Чарльз Линберг, известный своими профашистскими симпатиями; дана картина Соединенных Штатов, в которых установился фашистский строй. Не могу сказать, что для меня это звучит убедительно.



Юрий Жигалкин: Но все-таки фильм «Смерть президента» - это не рассказ о воображаемом прошлом, а как бы предсказание возможного будущего. В таком контексте, как мне кажется, можно уже и не говорить о достоинствах фильма как таковых, а стоит говорить о социально-политическом контексте этой истории. Особенно если вспомнить о великой впечатляемости американцев и склонности их подражать некоторым образцам. Ведь сходный пример можно вспомнить – фильм великого Роберта Олтмана «Нэшвилл», в котором популярную исполнительницу песен в стиле кантри-стайл убивают во время концерта. А через некоторое время, кажется, через год или полтора, был убит Джон Леннон.



Борис Парамонов: Тут другое. Отношение американцев к поп-звездам – совсем иной сюжет. Это люди чрезвычайно влиятельные и богатые, но в то же время – это игрушки толпы. Она их возвеличивает, и она же их при случае, так сказать, низводит с пьедестала. Каприз толпы в отношении своих любимцев, каким бы он ни был, - это все-таки не политическое заявление.


Хочу подчеркнуть еще раз: зная то, что делают на Четвертом канале и какого сорта люди там работают, я не могу отнестись к их работе с априорным доверием. Так сказать, отказываю им в презумпции невиновности.



Юрий Жигалкин: О фильме «Смерть президента» говорил культуролог Борис Парамонов.


Крупнейшее музыкальное шоу года - вручение наград MTV , состоявшееся в конце прошлой недели, - вызвало негодование критиков. « MTV разучилось развлекать и развлекаться», - заявляют они. Все было, по их словам, предсказуемо и скучно, кроме, впрочем, наряда Бейонсе, в котором она вышла на сцену, чтобы получить награду за песню «Чек он ит»…


XS
SM
MD
LG