Прокуратура Московского метрополитена сообщила сегодня о раскрытии убийства армянского студента Вигена Абрамянца, совершенного весной этого года в вестибюле станции метро "Пушкинская". Задержать предполагаемого убийцу удалось в ходе расследования недавнего взрыва на Черкизовском рынке Москвы.
Заявление прокуратуры о раскрытии преступления прозвучало в то время, когда, по признанию адвокатов семьи Вигена Абрамянца, они потеряли на это всякую надежду. И действительно, совсем недавно, в конце августа, было объявлено, что следствие по делу приостановлено «в связи с невозможностью установить лиц, совершивших преступление». Это произошло уже после задержания 16-летнего Дениса Кулагина. Первоначально именно он был основным подозреваемым в убийстве. Тем более что Кулагин сразу же начал давать признательные показания, однако позже отказался от них. И у следствия не оставалось ничего, кроме признания несовершеннолетнего, которого незаконно допрашивали несколько часов в отсутствие матери и адвоката.
«Мы уже начали направлять в соответствующие органы, в том числе в Генеральную прокуратуру, наши жалобы, обращая внимание на то, что убийства Вигена Абрамянца и Артура Сардаряна, которое произошло в электричке, следующей по маршруту Москва-Софрино, были аналогичны, - говорит адвокат семьи Вигена Абрамянца Симон Цатурян. – У них один и тот же почерк».
Т еперь в деле об убийстве 17-летнего Вигена Абрамянца появился новый фигурант. Следствие называет имя предполагаемого убийцы - это студент милицейского колледжа Никита Сеньков. По данным, предоставленным адвокатом Симоном Цатуряном, Сеньков входил в экстремистскую группировку, причастную к взрыву на Черкизовском рынке.
«Степень е го участие в событиях на Черкизовском рынке следует выяснить, - говорит адвокат. - Предстоит следствие. Там колоссальный фронт работы. Но то, что вместе с Сеньковым во время убийства Вигена Абрамянца находился Николай Королев - тот, который был зачинщиком взрыва на Черкизовском рынке - это очевидно».
Официальные представители прокуратуры в настоящий момент отказываются давать какие-либо комментарии по этому делу, ссылаясь на интересы следствия. Однако журналистам стало известно, что сам Сеньков настаивает на своей невиновности. Он не отрицает, что между ним и Абрамянцем произошла драка на станции метро «Пушкинская», но, по версии Сенькова, армянин первым начал драку, а он лишь защищался. Когда же зашла речь о возможной причастности студента милицейского колледжа ко взрыву на Черкизовском рынке, он заявил, что следствие хочет свалить на него вину в двух громких преступлениях.
- Известно, что такая практика существует в милицейских расследованиях, - говорит директор информационно- аналитического центра «Сова» Александр Верховский. - Во всяком случае, известно, что в Петербурге, когда расследовались многочисленные тамошние насильственные преступления, а потом, когда арестовали банду Боровикова, то выяснилось, что во многих предыдущих случаях обвиняли не тех людей. Так что, такое, конечно, может случиться. Но мне, честно говоря, сомнительно, чтобы в качестве такой случайной жертвы, на которую просто нужно повесить нераскрытое преступление, выбрали бы человека, причастного к системе МВД. С другой стороны, человек, который учится на милиционера, одновременно может оказаться нацистом и убийцей, в этом тоже ничего особенного нет. Потому что уровень этнической ксенофобии среди сотрудников милиции примерно такой же, как среди всех остальных граждан.
- Можно ли говорить о том, что после того, как пресса заговорила, наконец, о необходимости бороться с ксенофобией, правоохранительные органы действительно зашевелились и начали предпринимать активные меры для противодействия этому явлению?
- Правоохранительные органы время от времени действительно активизируются на этом направлении. Обычно это происходит не во всероссийском масштабе, а в каком-то более локальном. Зависит это преимущественно не от кампании в прессе, а от прямого указания властей. Скажем, была такая бурная активизация в Петербурге накануне саммита. В целом, если сравнить сиитуацию в последние два года с тем, что было несколько лет назад, то, конечно, правоохранительные органы более активны. С другой стороны, и количество преступлений возросло в разы. Так что, это, в общем, следовало бы считать естественной реакцией, наверное, даже недостаточной.
- На взгляд правозащитников, что следует предпринимать правоохранительным органам, правительству для того, чтобы остановить поток насилия на почве националистических настроений?
- У правоохранительных органов, собственно, одна задача - они должны заниматься своим делом, по возможности, добросовестно, а не так, как в Кондопоге. Если представить, что это возможно, то, собственно, и проблема бы в основном сошла на нет, то есть она сошла бы на какой-то минимальный уровень преступности, ниже которого опустить его, видимо, невозможно, а сейчас он, конечно, слишком высок. Что касается правительства, то, наверное, это скорее вопрос образовательной политики, а, во-вторых, государственным чиновникам следовало бы воздерживаться от этнических интерпретаций разнообразных конфликтов, которые происходят. Потому что в этом смысле пример чиновников очень заразителен для граждан.
В настоящий момент Никита Сеньков, подозреваемый в убийстве армянского студента Вигена Абрамянца, по решению Черемушкинского суда Москвы взят под стражу. Задержаны и еще 5 человек, причастные, по версии следствия, к этому преступлению.
На студента Московского университета управления Вигена Абрамянца напали 22 апреля около 5 часов вечера на платформе станции метро «Пушкинская» в Москве. На его теле было обнаружено несколько колото-резаных ран в грудь, от которых он скончался. По факту убийства прокуратура Московского метрополитена возбудила уголовное дело. В настоящее время как основная рассматривается версия об убийстве по мотивам национальной ненависти.