Ссылки для упрощенного доступа

В Приднестровье подводят итоги референдума о независимости


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Александр Хавронин и Любовь Чижова.



Виктор Нехезин: Более 90 процентов - по последним данным, 97,1 процента - жителей Приднестровья проголосовали за независимость от Молдавии. Евросоюз, ОБСЕ и Парламентская Ассамблея Совета Европы не признают итоги референдума.


Подробнее об итогах референдума - репортаж из Тирасполя нашего корреспондента.



Александр Хавронин: В референдуме о независимости Приднестровья приняли участие больше 70 процентов избирателей региона. Центральная избирательная комиссия Приднестровья признала референдум о независимости самопровозглашенной республики состоявшимся. Лидер Приднестровья Игорь Смирнов заявил в день голосования, что по итогам проведенного в воскресенье референдума Приднестровье сможет войти в состав Российской Федерации. По словам Смирнова, речь идет об ассоциированном членстве Приднестровья в России.


Председатель Верховного совета Приднестровья Евгений Шевчук заявил, что Приднестровье сегодня переживает переломный момент своей истории, так как референдум - это серьезный шаг народа Приднестровья, который демонстрирует свою волю и делает свой выбор.


Референдум проходил в духе советских времен. Целый день в центре Тирасполя по громкоговорителям, по официальному приднестровскому радио продолжалась агитация за отделение Приднестровья от Молдовы и присоединение к России. На избирательных участках работали бесплатные буфеты. В самые ближайшие часы Центральная избирательная комиссия намерена огласить официальные результаты референдума. Перед референдумом лидеры Приднестровья и ряд официальных лиц России заявляли, что возможное отделение Косово от Сербии может стать прецедентом и для решения приднестровской проблемы. В то же время официальные лица Молдовы, Европейского союза и Румынии ранее неоднократно заявляли о том, что не признают итоги приднестровского референдума. Вероятно, сегодня руководство республики Молдова сделает какое-то специальное заявление уже по итогам состоявшегося в Приднестровье референдума.



Виктор Нехезин: Несмотря на то, что в Европе не собираются признавать референдум, Россия неофициально занимает особую позицию. Официальной реакции Москвы пока нет, но многие российские политики, в том числе депутаты парламента, поддерживают стремление жителей Приднестровья присоединиться к России. Как заявил глава Комитета по делам СНГ Совета Федерации Вадим Густов, итоги референдума говорят о том, "что люди на территории непризнанного Приднестровья хотят жить по-своему".


Корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова попросила прокомментировать итоги референдума политолога Марка Урнова.



Марк Урнов: Во-первых, этого действительно следовало ожидать, по-другому и быть не могло. Население Приднестровья, действительно, ориентировано не просто на уход из Молдавии, но и на присоединение к России, это совершенно точно. Проблема не в этом, а в том, как поведет себя Россия. Вот не дай бог, если победят настроения, которые есть у части российской политической элиты, и очень распространены в общественном мнении, что надо ответить на пожелание приднестровцев и их принять, и так далее. Вот это будет абсолютно разрушительно. Строго говоря, то, что произошло там, это нарушение международного права. По нормальным общепринятым в мировом сообществе канонам, этот референдум нелегитимен, это укрепление сепаратизма, и ничего более.


И если мы, не дай бог, поддержим и легитимизируем этот референдум, то мы просто будем в глазах всего мирового сообщества страной неприличной просто. И не думаю, что нам удастся удержаться в статусе уважаемой великой державы, это во-первых. А во-вторых, просто такая легитимация сепаратизма даст немедленный толчок внутреннему сепаратизму, а у нас его полно, думаю, что на Кавказе силы этим прецедентом будут питаться. И, кроме того, в отношении нас со стороны наших соседей тоже можно будет ожидать аналогичных шагов. Я не убежден, что, скажем, через какое-то количество времени подобного рода прецедентом не воспользуются Китай, у которого продолжают быть, несмотря на демаркацию границ, территориальные претензии к нам. Наверняка этим будут пользоваться и любители построения халифата исламского за счет нашей территории. То есть это, на самом деле, даст такой толчок к хаосу и беспределу в международных отношениях, что тут мало никому не покажется.


Остается только надеяться, что эти вот безумцы, которые поддерживают идею референдума и подключения к нам Приднестровья, а дальше Абхазии, а дальше Южной Осетии, остается только надеяться, что эти совершенно безумные люди, не имеющие интеллекта, в принципе, подумать на два шага вперед, остается надеяться, что они не победят.



Любовь Чижова: Если бы на минутку вдруг представить, что все было бы законодательно оформлено правильно, референдум был бы легитимен, что плохого в том, что Приднестровье присоединилось бы к России?



Марк Урнов: Ничего плохого в самом факте присоединения кого-то к кому-то нет. Проблема только в соблюдении закона. Например, если бы Молдова и Приднестровье договорились о проведении референдума, и Кишинев сказал бы: "Да, ребята, пожалуйста, проводите референдум", референдум был бы проведен. И большинство жителей Приднестровья сказали бы: "Мы желаем уйти из Молдовы". И правительство Молдовы сказало бы: "Ну, что ж, такова воля части нашей страны, давайте тогда будем разводиться". И если бы после проведенного плавно развода наконец-то признанная международным сообществом новая страна под названием Приднестровье или как бишь она называлась бы, сказала: "А вот теперь мы хотим присоединиться к России", - вот тут России имело бы смысл посмотреть на это с точки зрения своей собственной выгоды или невыгоды и решение принять. Тогда это нормально, и ничего в этом плохого нет. Проблема только в том, что сейчас происходит процесс, который может легитимировать сепаратизм, что не нужно ни нам, ни мировому сообществу, и вообще может дать последствия, о которых мы сейчас еще просто не догадываемся. Единственное, понятно, что эти последствия в первую очередь ударят по нам.



Любовь Чижова: Каков выход из создавшейся ситуации?



Марк Урнов: Один нормальный выход - не обращать на это внимание просто с точки зрения России. Кто-то что-то сказал, что к нам хотят - ну, на здоровье, ребята, улаживайте свои проблемы с вашим законным правительством, а потом обращайтесь к нам, а мы посмотрим. Ничего больше с точки зрения нормальной, здоровой, психически здоровой логики политика тут нет. Если только начнутся игры: они хотят к нам, это наши граждане - если весь этот дурацкий пафос будет продолжаться, то будет нам самим плохо.


XS
SM
MD
LG