Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Фестиваль классической музыки в Стамбуле


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Стамбуле Елена Солнцева.



Полина Ольденбург: В конце сентября в Стамбуле на нескольких концертных площадках состоится ежегодный Фестиваль классической музыки, уже в шестой раз. Он традиционно открывается музыкой Моцарта.



Елена Солнцева: На смену утреннему пению муллы приходит «Маленькая ночная серенада»... В Стамбуле празднуют год имени Моцарта. Турки объедаются шоколадом «Моцарт», лицо композитора - на кухонных полотенцах, стаканах и даже турецких коврах.


Музыкой Моцарта заинтересовались турецкие ученые, которые объявили о «лечебном эффекте Моцарта» и порекомендовали больше использовать классическую музыку в турецких средних школах. С точки зрения специалистов, сонаты Моцарта - прекрасный способ лечения детей от стрессов. В одной из стамбульских школ по окончании урока звучит классическая мелодия. Дети не вздрагивают от обычного школьного звонка. Учитель понимает, что пора заканчивать занятия.


У микрофона - Айше, ученица школы.



Айше: Моцарта знают все. У моей бабушки была старинная музыкальная шкатулка. Мы открывали ее, оттуда выскакивал нарядный толстый солдат с длинной саблей, который маршировал под музыку « Турецкого марша». Мы тоже маршировали вместе с ним.



Елена Солнцева: Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш» - одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия - народная. По словам музыкального критика Артыла Ятакоглу, жанр военного марша Моцарт позаимствовал у Османского военного оркестра, который всегда сопровождал многотысячное войско султана.



Артыл Ятакоглу: Военный марш, в сущности, был изобретен турками и, как и кофе, через Вену попал в Европу. «Турецкий марш» стал первым европейским музыкальным произведением нового времени с использованием ударных инструментов. Дело в том, что мода на военных барабанщиков пошла именно из Турции: турецкие военачальники никогда не начинали битву без музыкального сопровождения. Предварительное устрашение противника было важнейшим элементом тактики османов. Сотни музыкантов с бубнами, арабскими удами, барабанами создавали какофонию звуков.



Елена Солнцева: В Турции бытует мнение, что в конце восемнадцатого XVII века Моцарт тайно прибыл в Османскую империю из Европы на одном из торговых кораблей. В то время Восток вызывал повышенный интерес европейцев. Моцарт думал написать оперу «Похищение из сераля» - история о гаремной жизни наложниц была бы просто обречена на успех. Ненадолго задержавшись в Стамбуле, Моцарт посещает местные достопримечательности. Медная табличка на стенах старинного хамама повествует о том, что здесь Моцарт отведал прелести султанских бань. Экскурсовод Амаль Айшегюн часто рассказывает об этом туристам.



Амаль Айшегюн: Легенда утверждает, что в самой старинной бане Чемберлиташ когда-то парился сам Моцарт. Сохранилась история старого банщика, который утверждал, что разговаривал с Моцартом. Якобы композитор посетил баню, долго расспрашивал его о местной жизни. Не берусь судить, где правда, где вымысел, однако уверена, что Моцарт все же побывал в Турции. Иначе как же еще он смог бы так тонко передать атмосферу Востока в своей знаменитой опере «Похищение из сераля».



Елена Солнцева: Опера Моцарта «Похищение из сераля» ежегодно исполняется в султанском дворце Топкапы. Говорит преподаватель стамбульской консерватории Джеем Шан.



Джеем Шан: Главный персонаж произведения – султан Селим. Мусульманин, то есть, с точки зрения европейцев, «дикарь», у Моцарта он дает христианам урок нравственности. Султан отпускает на волю сына своего кровного врага, говоря о радости платить благодеянием за причиненное зло.



Елена Солнцева: На стене стамбульской Консерватории - табличка со словами благодарности основателю, великому немецкому композитору Паулю Хиндемиту. Одного из выпускников консерватории – пианиста Фазыла Сая - неслучайно называют турецким Моцартом. В четыре года он уже играл и сочинял музыку. Освоив несколько инструментов, в том числе клавесин – а это большая редкость в Турции, – Фазыл Сай начал гастролировать по миру. Сегодня его считают одним из самых ярких музыкантов современности. Одаренный пианист выступает в престижных академических залах, на джазовых фестивалях в Монтре, Монпелье и Стамбуле. В феврале этого года прозвучало новое сочинение композитора – балет «Патара», написанный на темы «фортепианной сонаты» Моцарта. Фортепиано, арабский инструмент нэй и турецкий барабан-перкуссия создают новый образ Моцарта, на турецкий лад...


XS
SM
MD
LG