Ссылки для упрощенного доступа

Взятки берут, потому что их дают


Пока существует пространство для взяток, искоренить коррупцию невозможно, говорят эксперты
Пока существует пространство для взяток, искоренить коррупцию невозможно, говорят эксперты

Председатель комиссии по образованию Московской Городской Думы Евгений Бунимович считает, что победить коррупцию в системе образования должны сами студенты. По последним данным аналитического центра Юрия Левады, 77% россиян уверены, что поступить сегодня в высшее учебное заведение можно, только дав взятку.


В нынешнем году вступительные экзамены сопровождались чередой скандалов с громкими разоблачениями преподавателей-взяточников. Вместе с ростом коррупции в системе образования растут и суммы взяток, которые сегодня берут почти в каждом учебном заведении. Причем, если стоимость экзаменов редко превышает 10 тысяч рублей, то цена поступления зашкаливает за сотни тысяч. Возрастающие платные услуги в образовании и введение Единого государственного экзамена никак не повлияли на число и суммы взяток. Это и показал последний опрос Левада-центра, данные исследований которого приводит социолог центра Ирина Палилова.


«43% [опрошенных] считают, что при введении единого государственного экзамена количество взяток останется прежним, а 23% полагают, что злоупотреблений или блата при поступлении в вузы после окончания школы при введении Единого государственного экзамена станет еще больше. В целом 45% россиян скорее не удовлетворены системой нынешнего образования в России, а 25% - так или иначе удовлетворены. По данным еще одного исследования, на вопрос о том, как изменилось качество работы системы образования в России за последний год, 20% россиян ответили, что качество системы образования улучшилось, 44% полагают, что оно не изменилось, 23% полагают, что качество работы системы образования в России за последний год ухудшилось».


Почему дают и берут взятки? Причин несколько, считает председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович. Одна из них - взятки по обоюдному согласию: «Саму эту систему, конечно, выявить очень трудно, потому что, если это устраивает обе стороны, то очень трудно понять, каким образом на это можно выйти».


Евгений Бунимович убежден, что вузовская коррупция была и раньше, просто не настолько масштабно. По его убеждению, в советские времена материальное положение профессорского и педагогического состава и моральная педагогическая этика не позволяли так открыто брать взятки. Нельзя сбрасывать со счетов и общую социально-экономическую ситуацию в стране, когда большинство учебных заведений брошены государством на произвол судьбы.


«Им сказали, "выкарабкивайтесь, как можете", вот они и стали выкарабкиваться и многие вопросы профессиональной этики здесь уже, когда вопрос был о хлебе насущном, видимо, сорвало, с катушек, и вернуть обратно это очень непросто».


В некоторых областях России учащимся предлагают бороться с этой бедой самостоятельно - с помощью телефона горячей линии. По мнению Бунимовича только студенты способны победить коррупцию: «Самый главный здесь, конечно, борец - это студент. Если сегодня он покупает зачеты и экзамены за взятку, значит эти знания, ему не нужны».


Эксперты, педагоги и сотрудники милиции единодушны в одном: пока существует пространство для взяток, искоренить коррупцию невозможно.


XS
SM
MD
LG