Ссылки для упрощенного доступа

Горький парадокс войны


Плакат из серии "Великая европейская война"
Плакат из серии "Великая европейская война"

Экспозиция Исторического музея не делит участников Первой мировой войны на победителей и побежденных

Новая выставка – крупный международный проект: среди прочих свои раритеты предоставили лондонский Имперский военный музей, парижский Музей армии и Баварский музей армии. Однако больше всего на выставке экспонатов из собрания самого Исторического музея – с первых дней войны его сотрудники стали собирать предметы и документы, свидетельствующие о ходе сражений и жизни человека на войне.

О работе своих далеких предшественников рассказывает директор Исторического музея Алексей Левыкин:

– С августа 1914 года в музее работал Отдел текущей войны, куда поступали вещи и из Трофейной комиссии, и из полковых музеев. На нашей выставке представлено несколько комплексов памятников, которые могли попасть в музей только в это время. Это, к примеру, трофейное знамя крепости Перемышль. Это потрясающий документальный состав: дневники офицеров, записки, письма и фотографии. Мы представляем галерею портретов героев, выполненных военными художниками во время командировок в действующую армию. Могу предположить, что это были специальные экспедиции Отдела текущей войны. В этом отделе вплоть до 1918 года целенаправленно собирали и формировали историческую коллекцию. Кое-что тогда могло показаться странным, а теперь это бесценные вещи. Так был один преподаватель рисования, который догадался собирать рисунки своих учеников, посвященные Первой мировой войне. Благодаря его деятельности, у нас в Историческом музее 4 тысячи таких детских рисунков. Подобной коллекции нет ни в одном музее мира.

Преподаватель рисования собирал рисунки своих учеников, посвященные Первой мировой войне. И собрал четыре тысячи

Выставок про Первую мировую и в Западной Европе, и в России этим летом открыто немало. В Петербурге даже основан Музей Первой мировой войны. В Ярославле создали симпатичную экспозицию о своих земляках – участниках сражений. 28 августа в московском "Новом Манеже" откроется выставка, построенная по большей части на фото и кинодокументах. Среди авторов проекта – архитекторы Евгений и Кирилл Ассы (а это гарантия того, что будут интересные дизайнерские решения) и кинорежиссер Павел Лунгин. И все же в этом ряду выставка Исторического музея не затерялась.

Экспонаты выставки "Первая мировая война"
Экспонаты выставки "Первая мировая война"

Экспозиция построена так, что в ней нет деления на своих и чужих, врагов и защитников отечества. Рядом с явно сделанным с натуры рисунком "Русский солдат с винтовкой" – того же формата, в такой же рамке акварель "Немецкий солдат на марше в полной экипировке". То же самое с образцами вооружения и обмундирования. Наверное, спустя сто лет только таким образом, как общечеловеческая катастрофа, как всеобщее несчастье, и должны восприниматься глобальные кровопролития.

Дотошный посетитель может восстановить хронологию и географию событий благодаря многочисленным мультимедийным ухищрениям. Но сама выставка, в общем, расставляет иные акценты. Окопная война, медицинская служба, химическое оружие, боевая авиация, артиллерия, пропаганда, жизнь тыла – вот сюжеты отдельных залов и стендов.

Здесь богатый вещный ряд. Поначалу эти предметы рассматриваешь со смешанным чувством любопытства и снисходительности. Любопытства – оттого что всего этого больше не существует. Не делают теперь пропеллеры из полированного дерева, не носят нынешние сестры милосердия белые фартуки с большими красными крестами на груди.

Стул из прикладов ружей как надежда на то, что они больше не понадобятся
Стул из прикладов ружей как надежда на то, что они больше не понадобятся

Снисходительности – от осознания, как далеко шагнул технический прогресс. Ну не смешно ли, с аэропланов в 1915 году они сбрасывали стрелы (впрочем, за время падения с высоты набиравшие такое ускорение, что пронзали и всадника, и коня)! Однако, пройдя выставку по часовой стрелке, от ее начала и до конца, вдруг видишь, что первый зал находится строго напротив последнего, и потому взгляды с портретов георгиевских кавалеров (и молодых нижних чинов с щегольски подкрученными усами, и благообразных генералов) устремлены туда, где находятся самые первые свидетельства краха российской империи и изменения всего миропорядка.

Как напоминает руководитель экспозиционного отдела Исторического музея Виктор Безотосный, в России впервые после столетнего перерыва столь серьезно обращаются к важной вехе истории:

– Собственно говоря, Первая мировая война – последний эпизод Российской империи, после которого она прекратила существование. И не только она, а четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. Кардинально изменилась карта мира! Горький парадокс этой войны заключается в том, что по ее окончании весь мир решил, что после таких бедствий новых войн не будет. Настолько были потрясающие разрушения, настолько было ясно, что единственный итог – тотальное уничтожение. Тем не менее произошла и Вторая мировая война. Весь смысл нашей выставки в том, что Третья мировая невозможна. Европа ее уже не перенесет.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"

XS
SM
MD
LG