Ссылки для упрощенного доступа

Александр Генис: «Геополитический невроз»


Иногда мне пишут сердитые письма. Ругают, впрочем, не меня, а Америку. Одним не нравится, как американцы одеваются, другим, как - едят, третьим - как жестикулируют. Сердитым корреспондентам, как и всем другим, я честно отвечаю, что всякое обобщение есть форма расизма. Но спора не получается, потому что размашистые универсальные суждения так же легко поглощают частности, как алгебра - арифметику.
Умом я понимаю, что оставшаяся в одиночестве сверхдержава не может не раздражать. Поэтому и не жалуюсь, только удивляюсь - силе чувств и непредсказуемости их выражения.
Навещая Москву, я хожу как марсианин в прозрачном скафандре. Со мной говорят, всегда помня, откуда я приехал, и не совсем понимая, для чего.
Незнакомые беседу начинают дружелюбно:
- Как ты пристроился, новый американец?
Старые друзья режут правду в глаза, хорошо хоть об Америке:
- Ну как твой Буш? Наелся груш?
Других вопросов не задают, да и на эти ответа не ждут, стремительно переходя к родным новостям о начальстве. Все, что надо знать об Америке, тут и без меня знают, остальное - от лукавого. Да я, честно сказать, и сам о ней забываю уже в Шереметьеве - то ли была, то ли снилась. Россия - страна самодостаточная и центростремительная, чем она, кстати сказать, напоминает мне Лимонова. Как-то мы навестили его, когда тот жил в Париже наедине с портретом Дзержинского и фраком, ждущим нобелевской церемонии. Подробно поговорив о своих французских успехах, Эдик перебил себя из вежливости.
- Ну что мы все обо мне да обо мне. Как там у вас в Америке? Что говорят о Лимонове?
Примерно так часто рассуждает русская пресса, иногда ошарашивающая заголовками, вроде "Киркоров завоевывает Голливуд".
По-моему, эти патриотические утки - симптом геополитического невроза. Дело в том, что Америка по-прежнему присутствует на дне русского национального сознания, но на поверхность всплывает лишь тогда, когда американцы, сами об этом не догадываясь, горячо сопереживают российским интересам. Пусть американцы Россию любят, пусть не любят, пусть боятся, пусть жалеют, пусть завидуют, пусть презирают, пусть бранят, пусть учат, пусть игнорируют (конечно, демонстративно) - лишь бы помнили. Непереносимо одно забвение, которым Америка уязвляет чужую душу больше, чем всеми своими амбициями.
Когда Хрущев посетил Америку, Аджубей написал:
- Москвичей будит радиозарядка, ньюйоркцев - урок русского языка.
Я сам в это верил, пока, к сожалению, не вырос - с помощью той же Америки, преподающей болезненный урок безразличия. Не только к нам, ко всем без исключения. Переводы составляют лишь три процента от всех выходящих в стране книг. Да и их читают, чтобы узнать, за что иностранцы любят или не любят американцев. Америка ведь тоже самодостаточна и эгоцентрична. Она тоже окружена зеркальными стенами. Ей тоже все равно, о чем говорят по ту сторону, если говорят не о ней. И только те, кто, вроде меня, живут между двумя не замечающими друг друга державами, твердо знают, что Киркоров завоюет Голливуд лишь тогда, когда прилетит в Лос-Анджелес на летающей тарелке.
XS
SM
MD
LG