Ссылки для упрощенного доступа

Кремлю подарят еще один «гаечный ключ» сворачивать головы губернаторам


Пока не ясно, всем ли губернаторам стоит с опаской смотреть на силовиков
Пока не ясно, всем ли губернаторам стоит с опаской смотреть на силовиков

Государственная дума России в ближайшее время рассмотрит законопроект, позволяющий президенту России отстранять от должности губернаторов, если им предъявлено обвинение в преступлении. Сейчас такое возможно, только если глава региона обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В случае принятия предложенного закона Кремль сможет снять любого губернатора с должности, не заботясь о тяжести обвинения.


Текст законопроекта пришел в Государственную думу из правительства, и значительная его часть посвящена отнюдь не праву президента отстранять от должности глав регионов. Проект вносит поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, и этими поправками, в частности, предлагается усилить ответственность должностных лиц за попустительство терроризму. В пояснительной записке к документу говорится, что служебный подлог и халатность чиновников - это и есть причины того, что террористы незамеченными проезжают через милицейские кордоны.


Пункт об отстранении от должности губернаторов в случае, если им предъявлено обвинение в преступлении любой тяжести, появляется неожиданно посреди текста законопроекта. Авторы этой новации утверждают, что она укрепит вертикаль власти и окажет дисциплинирующее действие на чиновников.


Политолог Дмитрий Орешкин при этом напоминает, что у Кремля уже есть мощный «гаечный ключ» для сворачивания губернаторских голов, и объясняет, зачем понадобился еще один. «Поскольку люди любят пользоваться инструментом, им кажется, что чем больше "гаечных ключей" под рукой, тем технологичнее процесс, - говорит Дмитрий Орешкин. - Губернаторы действительно и так уже напрямую зависят от администрации. Есть очень простая и расплывчатая формулировка: "утрата доверия", то есть президент может отстранить губернатора за утрату доверия. Ничем эта формулировка не поясняется, почему он утратил доверие, как он утратил доверие, давно ли он утратил доверие, - вопрос остается открытым. И в дополнение к этому нам еще предлагают смещать губернатора в том случае, если против него возбуждено уголовное дело».


Владимир Путин уже воспользовался формулировкой "в связи с утратой доверия", сняв с должностей весной этого года губернатора Корякии, а летом - главу Ненецкого автономного округа. Но, по мнению парламентских наблюдателей, Кремль не хочет пользоваться таким увесистым аргументом, как "утрата доверия", слишком часто, поэтому появляется еще один способ убирать с должности неугодного главу региона. С одной стороны, сложно ожидать, что Государственная дума отклонит такую инициативу правительства, с другой - ясно, что дискуссия в нижней палате будет громкой. Это уже ясно по реакции вице-спикера Думы Сергея Бабурина, который в интервью Радио Свобода жестко раскритиковал предложенные поправки.


«Я, как юрист, - сказал господин Бабурин, - выступающий за правовое государство, не могу согласиться с нарушением прав человека или должностного лица без решения на то суда. Обвинения могут предъявляться вздорные, у нас очень много сегодня искусственных уголовных, я уже не говорю про гражданские, дел. Поэтому если мы пойдем по предлагаемому пути, мы будем ввергнуты в вакханалию беззакония. Я считаю, необходимо все же остановиться, не делать глупостей. Безусловно, обвинения необходимо все рассматривать, и если они получают доказательства и будет решение суда, вот после этого губернаторы должны отстраняться от власти и привлекаться к ответственности, как и любые другие должностные лица».


По мнению Сергея Бабурина, вряд ли новая инициатива придумана или даже одобрена самим Владимиром Путиным. Скорее всего, полагает вице-спикер, это сделал или кто-то из окружения президента, или руководители силовых структур: «Это не президенту понадобилось, а кому-то из опричников показалось, что так они сделают президенту приятное. Не хочу никого обижать, но на Руси просто есть поговорка: услужливый дурак опаснее врага. Сегодня, я считаю, мы сталкиваемся именно с этим случаем», - не стесняясь в выражениях, заявил Сергей Бабурин.


Дмитрий Орешкин, в свою очередь, полагает, что авторами нового механизма снятия региональных руководителей могли быть так называемые «ястребы» в российском руководстве, то есть те же силовики плюс вообще все, кто выступает за централизацию власти и большую зависимость губернаторов от центра. Именно поэтому, считает политолог, в Госдуме может найтись достаточно противников у нового законопроекта.


«Поскольку люди, находящиеся в Думе, не хотят терять свои властные ресурсы, лоббистские возможности, естественно, они так или иначе пытаются сопротивляться вот этому тотальному наступлению "ястребов". В парламенте присутствуют и остатки регионального лобби, и остатки нефтегазового лобби, и остатки других групп влияния, которые могут объединиться для того, чтобы не позволить силовикам захватить все командные высоты. Не уверен, что у них это получится. Поэтому и говорю, что довольно интересно будет посмотреть за процедурой принятия законопроекта».


По словам политолога, другая причина того, почему так называемые «ястребы» хотят новых средств воздействия на региональное начальство, - это кажущиеся остатки некой независимой воли у провинциальной власти. «Призрак "оранжевой" революции, призрак региональной фронды - он их пугает и не дает им спать. И им хочется губернаторов спеленать потуже. Может быть, они и спеленают, но проблема в том, что чем сильнее управляется, и чем плотнее зависят губернатора от Кремля, тем меньше у него инициативы и тем дальше он отрывается от реальных процессов, которые происходят на его территории».


Уже сейчас в Госдуме высказываются различные предположения по поводу того, как будет приниматься предложенный проект. Некоторые депутаты даже говорят, что не мешало бы и формулировку "в связи с утратой доверия" сделать более юридически ясной. Но, в любом случае, мало кто из экспертов говорит о резкой реакции на законопроект членов Совета Федерации. Верхняя палата, когда-то бравшая на себя функцию представительства региональных интересов в центре, теперь в основном занимается обратным: ее члены разъясняют на местах, какова воля Москвы.
XS
SM
MD
LG