Ссылки для упрощенного доступа

Елена Рыковцева: «Кремль дает добро»


Поначалу показалось: конец. Газету "Коммерсант" купил магнат Алишер Усманов. Успешный – значит, в хороших отношениях с Кремлем. Руководит одной из «газпромовских» структур – значит, купил «Коммерсант» по отработанной схеме: по заказу, под выборы. Он тут же публично ругает свежекупленную газету, что «раздула» историю про сына директора ФСБ (тот из «органов» перешел в «Роснефть»). И ясно дает понять, что с шеф-редактором «Коммерсанта» ему не сработаться. И этот шеф-редактор (Владислав Бородулин) с газетой прощается.

Однако над всеми этими темными событиями потихоньку восходит розовое: газетой вот-вот придет руководить не кто попало, не ставленник ФСБ и не менеджер «Комсомольской правды». Это будет Андрей Васильев! Талантливый и главное «свой» (руководил «Коммерсантом» шесть лет, с 1999-го по 2005-й). А значит, «Коммерсант» не погибнет! Не уйдет в «желтое» небытие вслед за «Известиями»!

Правда, Васильев еще не согласовал всех деталей с собственником (вроде условий контракта, компенсации на случай досрочного увольнения, определения полномочий и границ невмешательства), но это дело техники и дней. Главное – вопрос с Васильевым решен там. Его кандидатура согласована в Кремле. Громов (пресс-секретарь президента) не возражает.

…Кстати сказать, он давно не возражает. Еще в апреле, когда Андрей Васильев оставил пост главного редактора украинского «Коммерсанта», мы в своем комментарии по этому поводу говорили: «Из кремлевской администрации просочилась информация, что Васильева планируют на пост главного редактора газеты «Коммерсант» уже при новом собственнике». И вот выходит, что источник не подвел. И теперь надо воспеть мудрость президентского пресс-секретаря, который верно рассудил, что имиджевых «плюсов» в приходе Васильева все же больше, а с «минусами», вроде непростого васильевского нрава, Алексей Громов ведь как-то научился уживаться за те шесть лет.

Короче, надо кричать «ура». Но не кричится. Потому что история с кремлевскими согласованиями кандидатур редакторов российских СМИ, формально государству не принадлежащих, стала нормой. Причем воинствующей! Я говорю: Громов – он же еще из ельцинской пресс-службы, разве можно себе представить, чтобы в те годы собственники изданий должны были заручиться его «добром» при назначении главного редактора? Мне отвечают: надо еще радоваться, что такие вещи зависят именно от Громова – по манере влиять и цензурировать он принадлежит к здравой части кремлевских обитателей. Мне приводят свежий пример победы группы либеральных «согласователей» (людей, чье слово играет роль при назначении на высокую медийную должность): они сумели провести свою кандидатуру на пост гендиректора канала ТВЦ, а ведь могли выиграть и «силовики» со своим кандидатом.

То есть мы опять должны радоваться. А я вот снова не радуюсь. Я представляю, что условные громовы уйдут, а круг их гласных и негласных прав и полномочий, который сильно расширился за годы путинского правления – останется. И эти права и полномочия подберут новые громовы. И они же подберут формально негосударственному «Коммерсанту» нового главного редактора. И это будет уже не условный васильев, а условный леонтьев. Вроде того.
XS
SM
MD
LG