Ссылки для упрощенного доступа

Ротенберги, Суперсерия и Газзаев


Борис Ротенберг, президент ФК "Динамо"
Борис Ротенберг, президент ФК "Динамо"

Владислав Воронин в блоге на сайте "Sports.Ru" рассказывает о попытках Аркадия и Бориса Ротенберга вложить деньги в итальянский футбол – не обошлось даже без массажиста Владимира Путина.

Когда Владимир Путин приехал в Бари в марте 2007-го, из окна автомобиля он увидел несколько плакатов с надписью "Путин, купи Бари!" Обращение фанатов маленького итальянского клуба к президенту России казалось чем-то странным и немного диким, но выбора у них уже не было. Команда жила с маленьким бюджетом и никак не могла выйти в серию А, а тут вроде и идеологическая основа оказалась вполне приличной: Россия крепко связана с Бари из-за храма Русской православной церкви, который носит имя Николая Чудотворца. Более того: примерно за год до визита Путина по Бари прокатилась волна слухов о том, что клуб могут приобрести структуры, связанные с Романом Абрамовичем.

Обращение к Путину не принесло никаких результатов, но через шесть лет на президента России попробовали выйти куда более изящным способом – в ноябре 2013-го ему подарили футболку "Бари", посвященную встрече Патриарха Кирилла и Папы Римского. На нее был нанесен лик Николая Чудотворца и русская надпись "Бари – город святого Николая".

"Футболка попала в руки Владимира Путина благодаря главе бюджетного комитета итальянского парламента Франческо Боччиа – он поддерживает нас, хотя сам болеет за "Ювентус". Насколько я знаю, Путин высоко оценил этот жест. О нас заговорили в России", – рассказал потом бывший арбитр Джанлука Папареста, который сейчас владеет контрольным пакетом акций "Бари".

Уже в феврале стало известно, что переговоры о покупке "Бари" провел Сулейман Керимов. Правда, довольно скоро все обсуждения были прекращены: владельцу "Анжи" было откровенно не до итальянских вопросов. Буквально через месяц из России вновь позвонили серьезные люди. 31 марта все тот же Папареста, который занимался поиском инвесторов для "Бари", заявил: "Мы ведем переговоры с олигархами, очень близкими к Путину. У этих олигархов есть интересы в энергетическом секторе, также им принадлежит один из крупнейших российских банков. Правда, переговорам с "Бари" может помешать возможное расширение санкций из-за событий в Крыму. Но и препятствия при желании можно обойти – может быть, официально клуб будет передан под контроль другого человека".

После публикации таких новостей на форуме "Бари" царила вселенская радость.

В апреле появились первые слухи о том, что приобретением "Бари" интересуются братья Ротенберги, но никакой конкретики не последовало: переговоры проходили сложно, потенциальные инвесторы из остальных стран быстро пропадали, и даже игроки уже открыто просили: "Кто-нибудь, купите "Бари".

Чтобы "Бари" не обанкротился и не исчез (сроки аукциона поджимали), Папареста сам выкупил акции клуба за 4,8 миллиона евро – но только с целью позже перепродать их более богатым людям.

16 июня Папареста публично намекнул на то, что братья Ротенберги уже вот-вот начнут вкладывать деньги в "Бари". На торжественном вечере с участием футболистов, спонсоров и членов клуба действующий владелец заявил: "Не секрет, что крупные российские инвесторы готовы вложить деньги в наш проект. Кризис, связанный с крымскими событиями, не позволил им действовать сразу. Но сейчас все изменилось, и я убежден, что мы можем возобновить обсуждения". После этого Папареста представил всем "своего друга Константина, который помогал в общении с российскими инвесторами". Что это за высокий человек в синем пиджаке – никто себе даже не представлял. Только через сутки объединение болельщиков "Бари" вычислило загадочного русского представителя: это был Константин Голощапов.

Общение с русскими продолжается, просто все зависит от санкций

Как сообщала "Новая газета" в 2002 году, Голощапов в девяностые был личным массажистом Владимира Путина. В 2000-м президент лично перевел его в Москву и назначил на пост генерального директора федерального предприятия "Росцентрпроект". Примерно в то же время Голощапов стал партнером братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов по банку "Северный морской путь" (СМП). Аркадий Ротенберг как-то рассказал: "У меня сначала был компаньон Константин Голощапов. В какой-то момент он начал поговаривать о том, чтобы выйти из этого бизнеса. Тогда я и предложил Борису выкупить долю (Голощапова). Он согласился, и мы стали основными акционерами". Сам Голощапов при этом остался в правлении банка.

Также Голощапов близок к ключевым фигурам Русской православной церкви – именно по этой линии он в 2002 году впервые обозначил свою связь с Бари, перевезя частицу святых мощей чудотворца Николая в Петербург и соорудив для них специальный ларец. Интересно, что фанаты "Бари" вычислили его по фото с Дмитрием Медведевым – тот в 2011 году, еще в статусе президента, наградил Голощапова, воспитывающего с женой шестерых детей, орденом "Родительская слава".

В итоге ни помощь Голощапова, ни желание самих Ротенбергов вложиться в итальянский футбол ни к чему не привели – в конце июля Евросоюз ввел одного из братьев, Аркадия Ротенберга, в санкционный список. В ЕС обосновали это тем, что российские чиновники, принимающие решения по присуждению важных госконтрактов, особо выделяли именно Аркадия Ротенберга, бывшего спарринг-партнера Путина по дзюдо.

"Благодаря моему старому другу (им был Голощапов – прим. Sports.ru), большому любителю футбола и патриоту города, нам удалось убедить Ротенбергов купить "Бари", но, к сожалению, санкции не позволили завершить сделку", – объяснил ситуацию Папареста.

"Могу сказать, что из двух братьев более страстный Борис, у него даже сын в "Динамо" играет, – продолжил бывший судья. – Подозрения по поводу честности бизнеса Ротенбергов? Считаю, что их успех – результат хороших инвестиций, разбираться досконально я не обязан. Могу только сказать, что, по моим сведениям, у них очень много денег".

Сейчас Папаресте принадлежат 95 процентов акций "Бари", еще 5 находятся под контролем его отца. Чтобы развивать клуб без богатого владельца, бывший арбитр разрабатывает специальную бизнес-модель при помощи опытных агентств. Однако на помощь со стороны России в "Бари" по-прежнему надеются.

"Общение с русскими продолжается, просто все зависит от санкций", – добавил Папареста.

В 2006 году посол России в Италии Алексей Мешков встречался с мэром Бари Микеле Эмилиано – после бесед о культуре и религии речь зашла о футболе. Мэр Бари вскоре сделал интригующее заявление: "Холдинг "Нафта Москва" заинтересован в покупке нашей футбольной команды". Однако ничем хорошим это не закончилось: на специальной встрече мэр города, настоятель храма Николая Чудотворца Владимир Кучумов, все тот же Константин Голощапов и владельцы "Бари" не договорились о стоимости клуба. Структуры Сулеймана Керимова планировали вложить деньги в недвижимость рядом со стадионом команды, а потому не хотели тратить слишком много на приобретение "Бари". Цена в размере около 20 миллионов евро показалась им завышенной.

* * *

Спортивный комментатор Александр Ткачев в колонке на сайте "Газета.Ру" вспоминает хоккейную Суперсерию 1972 года.

Восьмого сентября в городе Ванкувере произошло событие неслыханное. Родными канадскими болельщиками была освистана сборная Канады по хоккею. Случилось это, правда, уже довольно давно. В эти дни исполняется 42 года самой первой хоккейной Суперсерии, ставшей легендой еще по ходу проведения.

Если представить себе советскую и канадскую школы хоккея как две космических цивилизации, то эта встреча стала эдаким ключевым событием в развитии, скачком в эволюции. До этого, конечно, и те, и другие обнаруживали себе подобных где-то тут и там, но встретить действительно равного себе по классу соперника им не доводилось…

Восемь матчей, по четыре в Канаде и СССР. Почти полное незнание соперника с обеих сторон. Массовый ажиотаж, переходящий в истерию. Интерес первых лиц обеих стран… Истории о том, как мы их там, на канадской земле, и как потом они нас еще больнее уже у нас дома, хватает. Есть книги и фильмы, в том числе созданные непосредственными участниками Суперсерии.

Другое дело, что само слово "легенда" можно воспринимать весьма по-разному. И стоит разделять легенды и вранье, которое можно для красоты назвать "мифотворчеством".

Легендарное событие – не выдумка, а некое выдающееся из ряда вон происшествие (обычно позитивного толка). А мифотворчество практически всегда искажение исторической правды, подмена реальных фактов удобной и красивой версией.

Причины, по которым мифы творятся в спорте, почти столь же разнообразны, как и причины того, зачем люди вообще врут. Но главное – понимать, что являющееся нормой для художественного произведения никак не может считаться приемлемым для официальных заявлений и документов.

Раскрученный фильм "Легенда №17", частично пересекающийся с той самой Суперсерией, местами похож на правду, как телепузики на реальных детей. Сценаристы даже умудрились вообще выкинуть из истории Аркадия Чернышева. Но ключевой нюанс здесь – это художественный фильм, а потому авторы не обязаны ставить во главу угла историческую правду.

Итоговая победа в серии за канадцами: четыре победы против трех при одной ничьей. Впрочем, в Советском Союзе о поражении говорить было запрещено

А вот пример мифотворчества, как раз связанного напрямую с Суперсерией. Две победы советских хоккеистов за океаном и три поражения дома. Итоговая победа в серии за канадцами: четыре победы против трех при одной ничьей. Впрочем, в Советском Союзе о поражении говорить было запрещено. Историю о том, как с самого верха пришло распоряжение, повелевающее правильно освещать итоги серии, рассказывал мне один из моих учителей – Дмитрий Рыжков.

Указание было простым и незатейливым – упоминать о поражении в серии нельзя вообще никак. Мозговой штурм в ситуации, когда писать-то все равно необходимо, породил на свет вариант – мы их победили… по шайбам.

Разница шайб действительно в серии была за сборной СССР, другое дело, что к исходу серии это не имело никакого отношения. Но варианта не выполнить указание с самого верха просто не существовало.

Принято считать, что корни у стремления найти оправдание нашим спортивным неудачам идут от реальной угрозы проигравшим со стороны власть предержащих, ведь представителям советского строя ну никак нельзя проигрывать. А потому стали появляться рассказы про вечно злых на нас судей, нехороших организаторов и всякие проблемы на площадке из серии "газон неровный" – "лед не скользкий" (причем всегда исключительно на нашей половине поля).

Ситуация эта привычная настолько, что многие даже и не считают это проблемой, отписывая все в категорию "ложь во благо", категорию сколь популярную, столь и неоднозначную. Представляется, что ложь врача неизлечимому пациенту, считающаяся хрестоматийным примером "хорошей лжи", едва ли подходит к выдумкам про причины спортивных неудач.

Но вопрос, собственно, в том, куда приводит это вранье, создает ли оно затем самим "мифотворцам" проблемы? Или, с другой стороны, нужна ли правда, ведущая к неприятностям разного рода в подобных ситуациях?

Вымученная победа в Суперсерии стала для канадцев одним из краеугольных камней, позволивших осознать необходимость интеграции с европейским хоккеем, улучшения методик и технологий подготовки национальных команд, использования научно-технического прогресса для нужд спорта. Другими щелчками по носу были выигранные сборной СССР Кубок Канады-81 и Кубок Вызова-79 с уничтожением боумэновской сборной 6:0.

В постсоветские времена, когда отечественный хоккей перестал быть главным соперником для канадцев, еще одним толчком к правде для кленового хоккея стало поражение от США в Кубке мира 1996 г.

В каждом из этих случаев следовал "разбор полетов", безусловная "головомойка" в прессе и т.д. Но признание собственных ошибок позволяло искать, причем не откладывая на будущее, пути к совершенствованию.

И нынешние три канадских золота за четыре олимпийских цикла нового века вовсе не случайны. Родоначальники хоккея прошли от канадской и чуть-чуть американской к безоговорочно сильнейшей хоккейной лиге планеты, зарабатывающей миллиарды в год. Канадцы отслеживают при подготовке сборной по видео все, малейшие нюансы тактики соперников, особенности каждого полевого и техники вратаря, знают даже нюансы характера.

Стиснув зубы, учатся у американцев, как работать с молодежью, ведь американская система за полтора десятилетия доказала свое превосходство.

Кстати, та система – тоже отличный пример нашего мифотворчества. Когда первое лицо отечественного хоккея говорит, что вот американцы тут придумали кое-что и надо посмотреть, а придумано это больше полутора десятилетий тому… Или от того же лица тезис на другую тему: победой на домашнем чемпионате мира в 2016-м мы исправим олимпийскую неудачу в Сочи.

Подозревать главного по хоккею, причем великого в прошлом хоккеиста, в некомпетентности не хотелось бы. А значит, все сказанное имеет некую цель, некоего адресата, несет некую задачу. Вероятно, тут вновь "ложь во благо", как бы даже с благородной целью. Но плюсы этого процесса чаще всего кажущиеся и практически никогда не долгосрочные. Правда имеет обычай рано или поздно выбираться наружу. Хотя, конечно, на "короткой дистанции" это помогает сохранять должности и материальные блага, а что там и когда будет дальше, так еще во времена Людовиков XV и XVI объясняли.

Не каждый, наверное, поверит, но у некоторых хоккейных чиновников до сих пор сохранился тезис "Мы же научили их играть в хоккей!".

Теперь он применяется, когда нас обыгрывает кто-то европейский, и тут мы как бы очень возмущены – да кто это вообще, да что это за… Даже забывая, что научили мы в Европе, мягко говоря, не всех, десятилетия, когда наша тренерская школа несла хоккейное просвещение, сгинули вместе с советским хоккеем. Но мифотворческий тезис остался.

Понятно, что хоккейному миру за пределами 1/6 части суши не требовалось объяснений по матчу сборных России и США в Сочи. Не требовалось потому, что решения арбитров исчерпывающе описывались правилами ИИХФ. Но мы раздули скандал, достойный упоминания другой Олимпиады с тем же соперником, Лейк-Плэсид-80. Рассказ о том, как плохо с нами обходились организаторы, плюс туманные намеки, что их студенты, мол, и не студенты ни фига.

Именно эти два мифотворческих факта в основном оседают в памяти простого болельщика. И дело даже не в том, что американцы и правда были в подавляющем большинстве студентами, а в том, что победа над сборной СССР была для них уже пятой на турнире. И еще нужно было выиграть у финнов, чтобы материализовать свое чудо на льду.

Реальный интерес первых лиц государства к хоккею в последние годы подарил небывалое даже по советским меркам финансовое благополучие. Золотой дождь, к сожалению, почти не просочился на уровень детско-юношеского хоккея, но позволяет замечательно чувствовать себя КХЛ и институту первой сборной.

И вероятно, именно этим объясняется нынешнее хоккейное мифотворчество. Когда на уровне федерации создается миф, что чемпионат мира и даже хоккейное "первенство водокачки" — Евротур тоже вполне себе сопоставимые турниры.

КХЛ же – лучшая из отечественных спортивных лиг практически по всем профессиональным вопросам. Но и у нее мифотворчество в крови. Дело даже не в эдиповом комплексе относительно НХЛ. Декларируя свой профессиональный статус, КХЛ забывает предоставить действительно равные условия для всех участников, что убивает соревновательность и ставит под сомнение сам термин "профессиональный". Допуская десятикратную разницу в бюджете между бедными и богатыми, лига по факту занимается обслуживанием интересов клубов-олигархов.

Привычка к мифотворчеству – одна из наиболее укоренившихся у отечественного спортивного чиновника, который с ходу объяснит, почему иногда нужно говорить именно так, а не иначе. Ну а потом, чтобы объяснить один тезис, нужно придумывать и притягивать другой и так далее. Главное — "искренне верить", что все это во благо…

Хотя действительно правильный ответ на данный вопрос сформулирован давным-давно Марком Твеном: "Если вы говорите правду, то не придется ничего запоминать".

* * *

Александр Кавокин в блоге на сайте издания "Спорт день за днем" задается вопросом: кому нужны реформы Газзаева?

Бойтесь Валерия Газзаева-функционера! К чему не приложит руку, все оборачивается прахом. Стоит в руинах футбольный Владикавказ. Давно уже лежит в мусорной корзине проект объединенного чемпионата России и Украины. Но Газзаев все не унимается. Теперь ему надо срочно спасать российский футбол. Иначе позор на домашнем чемпионате мира-2018 неминуем! Так, во всяком случае, думает сам Газзаев. И предлагает со следующего сезона расширить премьер-лигу до 18 клубов. Впервые с 1997 года. Наставник сборной России Фабио Капелло такому повороту событий точно обрадуется. Итальянец все жалуется, что ему не из кого выбирать сборников, а тут появятся сразу два новых клуба. Глядишь, кто-то и попадет к Мистеру на карандаш. Не так, как в этом году: четыре новичка премьер-лиги, а брать в сборную некого. Хотя Капелло исправно посещает матчи премьер-лиги.

Может, лучше Газзаеву взять российскую "молодежку" и стать первым тренером, кто выведет ее на Олимпиаду?

"Торпедо" уже суют под нос черную метку. Такую уже давно свезли русскому "Арсеналу" Дмитрия Аленичева. С грустью в глазах смотрят на "Уфу" и "Урал". Недалеко ушла "Мордовия" Юрия Семина. Круг аутсайдеров уже, вроде как, определен, а дальше все зависит от самих команд. Хочешь выжить – дерись за очки везде! Даже на выезде с ЦСКА, или в Черкизово, куда пожалует, Юрий Семин со своей "Мордовией". Особых торжеств ему не готовят. Человек, конечно, не чужой для "железнодорожников", но уж больно нехорошо расстались. Если еще и сейчас возьмет три очка, будет совсем грустно. Такими темпами можно и в зону "стыков" свалиться. Хотя, если послушают Газзаева, она наверняка "скукожится". Механизм здесь простой: никто напрямую не вылетает, а две последние команды играют переходные матчи с третьей и четвертой командами ФНЛ. Скука для болельщиков, красота для аутсайдеров премьер-лиги. Можно даже сэкономить на зимних трансферах. Непонятно правда, как это стыкуется с другим предложением Газзаева: продавать матчи премьер-лиги отдельными пакетами. Кому будет интересен турнир с таким солидным болотом?!

Раньше Газзаев не скрывал, что является поклонником итальянского футбола. На чемпионате мира в Бразилии наши и скуадра адзурра синхронно провалились. Так вот, в Италии уже вовсю обсуждают сокращение серии А с 20 команд до 18-ти, как было в золотые для них 90-е. У нас же напротив хотят расширить премьер-лигу, словно завтра появится десяток новых Галицких, готовых вкладывать деньги в футбол. Газзаеву после "смерти" "Алании" уж точно известно, что этого не последует. Раз так, то зачем проводить эксперименты над нашим чемпионатом? Может, лучше Газзаеву взять российскую "молодежку" и стать первым тренером, кто выведет ее на Олимпиаду? Я почему-то верю, что у него это получится.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG