Ссылки для упрощенного доступа

Соцреализм: веселое любопытство и ностальгия


С.Алтаев. "Хрущев и Кастро на Красной площади"
С.Алтаев. "Хрущев и Кастро на Красной площади"
В Москве в Музее современной истории России открылась предаукционная выставка советской живописи. Подавляющее большинство картин относится к господствующему художественному течению недавних десятилетий —подзабытому сегодня социалистическому реализму.

Выставка с говорящим названием «Воспоминания минувших лет» органично вписалась в постоянную экспозицию Музея современной истории России. Здесь больше приходится говорить не об искусстве, а о том, как история, точнее, идеология, отразилась в живописи. Даже в постсталинские времена продолжал торжествовать лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее». Любимые герои — счастливые люди труда и еще более счастливые пионеры, натюрморты свидетельствуют об изобилии, пейзажи залиты ликующим солнцем. Впрочем, есть и другие — с сумерками или дождем. Сегодня мы сказали бы — созерцательные. В советские времена существовал штамп — «лирический пейзаж».


Две картины устроитель выставки президент Московского общественного фонда поддержки культуры и развития современного искусства Вера Киселева выделяет как совсем уж пропагандистские: «Есть работы заслуженного деятеля искусств Алтаева Серафима Петровича — Гагарин и Терешкова на Красной площади, замечательнейшие работы. Есть также работа "Фидель Кастро и Хрущев". Как раз тот период, та эпоха — это все отражено на этих работах».


Вера Киселева называет их «замечательными». Спорная оценка. По-моему, художественные достоинства этих работ весьма сомнительны. Но вот две вещи Петра Кончаловского действительно очень хороши: «Самые жемчужины нашей выставки — это, конечно, Петр Кончаловский, две его работа. "Пожар" — так называется работа 1928 года, "Натурщик" — 1930 года. Это две работы коллекционера, и он нам их выставил на аукцион. На одной картине запечатлен пожар, горит дом, а на вторая картина, в общем-то, называется не "Натурщиком", а он называется "Силач", — рассказывает Вера Киселева. — На ней изображен мужчина сильный, с мускулами, тело обнаженное, в общем, очень красиво».


Как утверждает Вера Киселева, соцреализм сегодня в моде и в цене: « Как наши, так и зарубежные коллекционеры эту живопись с удовольствием покупают, радуясь тому, что написали в то время».


В чем причина этой радости? Отчасти — в веселом любопытстве (вот ведь как людям головы морочили). Отчасти — в ностальгии и в неистребимой любви бывших советских граждан к правдоподобию изображения. Но более всего, думаю, в приподнятом настрое советских полотен, который в современном искусстве — большая редкость.


XS
SM
MD
LG