Ссылки для упрощенного доступа

Политическая ситуация в Черногории после неожиданной отставки Мило Джукановича


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Айя Куге и московский историк-балконист Сергей Романенко.



Андрей Шарый: Руководство правящей черногорский Демократической партии социалистов определило кандидата на пост премьер-министра республики, освободившееся после неожиданной отставки черногорского лидера Мило Джукановича. Главой правительства может стать нынешний министр юстиции Желько Штуранович, имеющий репутацию ответственного и не замешанного в скандалах политика. Решение Джукановича уйти из государственной политики в расцвете политического влияния и среди его сторонников, среди его противников, вызвало недоверие. Такой шаг необычен для политиков на Балканах. Сообщает корреспондент Радио Свобода в республиках бывшей Югославии Айя Куге.



Айя Куге : Джуканович сообщил, что, покидая пост премьер-министра республики, он останется на посту председателя Демократической партии социалистов до следующего партийного съезда. При этом Джуканович обещает не заниматься и теневой политикой.



Мило Джуканович : Я по собственной воле решил оставить государственные посты в Черногории, а политической деятельностью намереваюсь заниматься в своей партии. Попытаюсь работать без претензий на политическое, но постараюсь помочь новым творцам и актёрам государственной политики, если им эта помощь будет нужна.



Айя Куге : Сорокачетырёхлетний Мило Джуканович является единственным бывшим коммунистическим лидером, которому удалось остаться у власти в одной из республик бывшей Югославии. Премьер-министром Черногории он впервые стал в двадцативосьмилетнем возрасте, а потом семнадцать лет занимал пост или премьера, или президента республики. Поначалу он был на стороне режима Слободана Милошевича, а потом стал его жесточайшим противником. Партия Джукановича убедительно побеждала на всех выборах, а главным его триумфом стало провозглашение независимости Черногории после референдума в мае этого года.


Мило Джуканович, как считают в его стране, стал живой легендой и заслужил место в учебниках истории. Многие наблюдатели опасаются, что молодой стране без Джукановича будет нелегко. Говорит черногорский политический аналитик Срджан Дарманович.



Срджан Дарманович : Ту силу и ту харизму, как у Джукановича, в Демократической партии социалистов никто, хотя бы некоторое время, не будет иметь. Я думаю, что его уход - неестественное и не логичное решение. Считаю, что правящая партия не готова к этой ситуации - она не подготовила наследника. Неизвестно пока, как всё будет функционировать.



Айя Куге : Джуканович сообщил, что намеревается заняться бизнесом, каким точно, обещал сказать через несколько месяцев, когда отдохнёт и сделает свой выбор. Многие эксперты не верят в добровольный или бескорыстный уход Джукановича из активной политики. Циркулируют несколько версий. Согласно одной из них, Джуканович был вынужден оставить своим посты под давлением международного сообщества. В девяностые годы имя Джукановича связывали с крупными скандалами вокруг незаконного табачного бизнеса и связями с итальянской мафией. Уголовное расследование в Италии судебного решения не получило. Есть версия и о том, что на карьеру Джукановича могло повлиять недовольство западных политических кругов его слишком тесными связями с крупными российскими инвесторами в Черногории, часть из которых имеют сомнительную репутацию. Профессор из Подгорицы Светозар Йовичевич считает, что уход Мило Джукановича открывает новые перспективы для Черногории.



Светозар Йовичевич : Я считаю, что теперь могут произойти качественные перемены в политической жизни Черногории. Новые люди в политике не будут так обременены прошлым, откроются новые возможности.



Айя Куге : Лидеры черногорской оппозиции уверены, что Мило Джуканович будет и дальше будет оказывать решающее теневое влияние на черногорскую политику и готовиться к президентским выборам 2008 года.



Андрей Шарый: Прокомментировать политическую ситуацию в Черногории после неожиданной отставки Джукановича я попросил известного московского историка-балкониста, автора нескольких фундаментальных исследований по проблематике постюгославских республик Сергея Романенко.



Сергей Романенко: Черногория унаследовала не только дефекты социалистической системы управления, но и сама черногорская государственность была далека от демократии. Я имею в виду Черногорское государство, которое прекратило свое существование в 1918 году, когда оно было присоединено к Югославии.


Джуаканович, конечно, дитя и той старой черногорской государственности, и государства Тито социалистического, и постсоциалистической ситуации, в которой оказалась Черногория, будучи в составе Югославии Слободана Милошевича. Недаром он сначала поддержал Слободана Милошевича, а затем, видимо, политическим чутьем стал чувствовать, что гораздо выгоднее играть в демократическую альтернативу Милошевичу. Но сейчас, после того, как ситуация коренным образом изменилась, изменилась, естественно, и роль Джукановича. Особенно после того, как Черногория получила независимость. Джуканович осуществил свою идею всей жизни, можно считать.



Андрей Шарый: В свое время, когда Джуканович отвернулся от Милошевича, такой политический переворот в его мировоззрении связывали с тем, что якобы Подгорица и Белград не договорились о способах и механике раздела доходов от контрабанды, которую тогда находившаяся под международными санкциями Югославия получала из Италии и других средиземноморских стран. В какой степени такого рода факторы учитываются европейскими политиками? Ведь, в общем, черногорское движение к независимости, если не поддерживается Европейским Союзом, то, по крайней мере, республика признана членом международного сообщества.



Сергей Романенко: Дело в том, что среди некоторых западноевропейских и американских политических аналитиков существует упрощенное представление о том, что Джуканович и его сторонники являются последовательными демократами и сторонниками европейской ориентации. Отчасти это, действительно, так. Но, безусловно, Джуканович более хитрый политик. Как и другие балканские политики, он, безусловно, делает ставки в нескольких играх. Одна из этих ставок - это, конечно, игра с Россией.



Андрей Шарый: Сергей, по вашему мнению, к каким последствиям может привести изменение роли Мило Джукановича на черногорской политической сцене? Вы верите в то, что он способен уйти из политики?



Сергей Романенко: Я думаю, что вряд ли. Как раз говорится о том, что он может баллотироваться ни на пост президента в 2008 году, он может остаться "серым кардиналом", нечто вроде черногорского Ден Сяо Пина. Возможны различные варианты. Но ведь даже, если он просто будет заниматься своей партией, то все равно он будет ключевой фигурой черногорской политики, потому что просто равному его по силе, по харизме среди черногорских ни оппозиционных, ни проправительственных политиков просто нет.



Андрей Шарый: В чем причина столь теплых отношений последних лет между Россией и Черногорией? Черногорские курорты стали одними из самых популярных среди россиян не только как место отдыха, но и как место инвестиций. Многие чиновники покупают там дачи.



Сергей Романенко: В какой-то степени это возможно впоследствии тех иллюзий о славянском братстве, которое питает значительная часть российского политического класса. Кроме того, я думаю, что, учитывая как раз тенденцию Черногории к независимости, к тому, чтобы вступить в Евросоюз, видимо, некоторая часть наших собственников решила таким образом вступить в Евросоюз фактически, используя ситуацию в Черногории.


Экономическая ситуация в Черногории довольно непростая. Одна из проблем страны - это безработица. И вот тут как раз может возникнуть ситуация, что русский бизнес окажется недостаточно социально-ответственным для того, чтобы создать новые рабочие места. Это может повлечь за собой охлаждение в черногорско-российских отношениях.




Материалы по теме

XS
SM
MD
LG