Ссылки для упрощенного доступа

В Москве убита журналист Анна Политковская


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие российский омбудсмен Владимир Лукин, корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий и президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров.



Дмитрий Волчек: Сегодня в Москве в подъезде собственного дома на улице Лесной была убита известная журналистка Анна Политковская. Прибывшие на место происшествия сотрудники милиции нашли в лифте брошенный пистолет и четыре гильзы. Слово российскому омбудсмену Владимиру Лукину.



Владимир Лукин: Я, конечно, не могу заменять следствие и говорить, с чем связано это убийство. Я могу прежде всего сказать, что это ужасно для всех, это шокирующе ужасно. И проблема не в том, у кого из людей, у кого из журналистов, у кого из активных людей в нашей стране какие взгляды, а то, что в нашей стране периодически убивают за взгляды. Я не знаю истинной причины, тут могут быть многие причины. Может быть Анна, как весьма дотошный упрямый, если хотите, упертый журналист, нашла какие-то материалы, которые опасны для каких-то совершенно отвязанных людей. Может быть это звено в действиях молодчиков национал-экстремистского плана, к сожалению, и такое возможно. Все может быть.


Но одно ясно, что сейчас просто, я бы сказал, священный долг и приоритетный долг наших властей раскрыть это убийство. Потому что нераскрытие этого убийства ляжет тяжелым грузом на плечи наших властей, правоохранительных органов. Я очень хочу, чтобы именно это убийство, я понимаю, что такие убийства заказные трудно раскрывать, но я просто очень хочу, чтобы все силы были брошены, чтобы оно в ближайшее время было раскрыто. Ведь у нас, к большому сожалению, существует традиция либо не раскрывать такие убийства, либо находить непосредственных исполнителей, а заказчиков очень многих убийств до сих пор их имена не названы. И это должно быть исключением из правил, иначе мы идем в очень плохие времена.



Дмитрий Волчек: У нас на линии прямого эфира политолог, президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров и мой коллега Андрей Бабицкий. Андрей, добрый вечер. Вы хорошо знали Анну Политковскую, работали с ней в Чечне. Журналистским расследованием пыток в тюрьмах Рамзана Кадырова Анна Политковская занималась последние месяцы. Первое, что приходит в голову и, вероятно, эту же версию будет отрабатывать следствие – чеченский след, месть за разоблачение чеченской верхушки. Состоятельна ли эта версия, на ваш взгляд?



Андрей Бабицкий: Вы знаете, я думаю, что она вполне состоятельна. И более того, сегодня ее высказывали уже неоднократно. Мне кажется, что вообще Рамзан Кадыров, то, что делают его люди в Чечне – было основным предметом журналистики Анны Политковской уже в течение очень длительного времени. То есть она была одним из последних журналистов, которые писали о фактической диктатуре Кадырова, о произволе, о насилии, которое происходит в Чечне. На сегодняшний день ни одного журналиста, который бы так кропотливо исследовал конкретные дела, который показывал, что из себя представляет Чечня, кадыровская Чечня, в общем нет. Эта версия кажется очень убедительной. И честно говоря, если даже эта версия будет расследоваться, каковы шансы найти виновных в убийстве Анны Политковской, коль скоро действительно люди из окружения Рамзана Кадырова, его соратники, его непосредственные подчиненные в этом замешены, каковы шансы - мне сложно сказать. Мне кажется, что при сегодняшних политических обстоятельствах в России эти шансы очень невелики.



Дмитрий Волчек: Я бы хотел уточнить, Андрей, эти люди из окружения Рамзана Кадырова, о которых вы говорите, они действительно опасаются журналистского разоблачения или просто скорее склонны мстить всем, кто вмешивается в их дела?



Андрей Бабицкий: Вы знаете, Анна Политковская очень много писала непосредственно о Рамзане Кадырове, о том, что он делал, о том, какие зверства творили его люди в Чечне. Я думаю, просто она рисовала ту картину, которая абсолютно не совпадает с образом Чечни, который пытаются сегодня сформировать Рамзан Кадыров и его пиар-группа, те, кто работают. У него сейчас достаточно профессиональные журналисты, профессиональные политтехнологи, которые пытаются создавать образ восстанавливающейся Чечни. Мне кажется, что здесь может быть и та, и та причина. И конкретные разоблачения, скажем, человек, которому отрубили голову кадыровские подчиненные, держали эту голову на шесте в течение длительного времени в одном из сел Чечни – совсем недавний случай. И за это кто-то должен отвечать, прокуратура должна реагировать на такие материалы. Ну и общее впечатление, которое она сильно портила. Она очень много выступала на разных зарубежных конференциях, разных респектабельных форумах и рассказывала о том, что происходит, рассказывала именно о Чечне Кадырова.



Дмитрий Волчек: В нашей программе выступал правозащитник Лев Пономарев, и он обратил внимание на то, что убийство Политковской произошло в день рождения Владимира Путина. Георгий Александрович Сатаров, добрый вечер. Что это – случайное совпадение или некий политический расчет? Стоит ли вообще сопоставлять два эти события?



Георгий Сатаров: Если что и стоит сопоставлять, то это прежде всего то, что происходило в России последние несколько лет. И если мы затронули тему Чечни, то этот процесс можно назвать чеченизацией России. То есть те методы, которые применялись сначала властями, а потом властями вместе с Кадыровым в Чечне, они стали переноситься в Россию. Это проявлялось и в массовых репрессиях, в избиениях граждан, и в расстреле мирной демонстрации на Северном Кавказе за пределами Чечни, напомню, и в этих убийствах, которые в последнее время происходят. И этот общий фон абсолютно неэффективной заворовавшейся власти, власти, которая не находит ничего иного, как играть на самых низменных инстинктах ксенофобских, власти, которая вводит в оборот понятие коренного населения в многонациональной стране – все это совершенно страшный симптом. С одной стороны, чеченизация по методам, а с другой стороны – ксенофобия, как формирующаяся идеология власти. Иначе как фашизмом я назвать это не могу.



Дмитрий Волчек: Да, действительно, убийство Анны Политковской произошло на фоне этой ксенофобской кампании. Владимир Лукин высказал вполне разумное предположение, что за этим убийством могут стоять радикальные националисты, вспомним убийство Галины Старовойтовой. Как вы полагаете?



Георгий Сатаров: По почерку совершенно непохоже. Абсолютно профессиональная работа, профессиональные киллеры всегда бросают оружие на месте. И более того, тут ведь, смотрите, если сравнивать с убийством Козлова, там еще была какая-то маскировка под разбойное нападение, здесь заведомо нарочито демонстрируются признаки профессиональной работы. То есть убийство Ани – это удар по всем ее единомышленникам, это сигнал всем им. Отсюда возникает подозрение, откуда растут ноги.


XS
SM
MD
LG