Ссылки для упрощенного доступа

Убийство Анны Политковской: заявления политиков и общественных деятелей


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Никита Татарский.



Арслан Саидов: Поиски убийц Анны Политковской пока не принесли результатов. В арсенале следствия лишь нечеткая запись камеры наружного видеонаблюдения. Основной версией по-прежнему остается профессиональная деятельность журналистки. Коллеги Анны намерены провести собственное расследование.



Никита Татарский: Продолжается расследование дела убитой в субботу Анны Политковской. Расследование взял под личный контроль генеральный прокурор России Игорь Чайка. Однако коллеги Политковской из "Новой газеты" и другие журналисты, правозащитники не очень верят в успех официального расследования, и потому начинают свое - независимое. Средства массовой информации обращают внимание на то, что главной темой, которой занималась Анна Политковская в последнее время, были нарушения прав человека в Чечне. В частности - действия премьер-министра республики Рамзана Кадырова. Накануне, Рамзан Кадыров заявил, что он "потрясен этим кровавым терактом", что "посягательство на жизнь журналиста, посягательство на свободу слова недопустимо в свободном обществе".


Слова чеченского премьера комментирует руководитель Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов.



Олег Панфилов: Аня работала шесть лет последних, написала достаточно много. И надо сказать, что как журналистка она стала более известна, когда стала писать о проблемах Чечни. Я ничего удивительного в заявлении Рамзана Кадырова не вижу, потому что даже если он каким-то образом и причастен к этому преступлению, он другие слова просто не мог произнести. Но меня в этой ситуации очень сильно огорчает - я не хочу употреблять более резкие слова - позиция президента Путина. Он показывает, что он президент только части населения этой страны, которая не любила Политковскую, которая ненавидела ее работу, которая ненавидела ее статьи. Конечно, можно привести в пример президента Франции после того, как была взята в заложницы в Ираке французская журналистка: он тут же вернулся из отпуска и сделал заявление.


Сейчас говорить о версиях очень сложно, но у меня нет никаких сомнений в том, что убийство так или иначе связано с чеченской темой. Кто был заказчиком, кому была выгодна смерть Ани Политковской, я думаю, что это будут результаты независимого расследования. Повторяю, независимого, потому что за последние 10-12 лет ни одно убийство журналиста, которое связано с профессиональной деятельностью, так и не было раскрыто до конца. Поэтому надежда - только на работу коллег Ани, на работу тех журналистов, которые будут проводить собственное расследование.



Никита Татарский: Руководство Евросоюза, Совет Европы, ОБСЕ и Госдепартамент США призвали российские власти сделать все для того, чтобы найти убийц Анны Политковской. Об официальном расследовании и реакции международного сообщества - продолжает Олег Панфилов.



Олег Панфилов: Это все зависит от интеллектуальных способностей людей, которые окружают президента. Если они, наконец, не понимают, что антигрузинская кампания уже навредила имиджу России, и молчание президента, и молчание правительства несомненно навредит имиджу России - я имею в виду молчание по поводу Политковской. И тут я должен сказать, что Европейский союз или все другие международные организации, они работают по воле населения, живущего в этих странах. Если вы сейчас посмотрите любую европейскую и не только европейскую газету, вы увидите на первой полосе статьи об Анне и фотографии Ани. И это хорошо показывает, как во всем остальном мире люди, их правительства, международные организации, которые объединяют эти правительства, относятся к свободе слова.



Никита Татарский: Вчера в Москве на Пушкинской площади правозащитники провели митинг в защиту нормальных российско-грузинских отношений. Но из-за произошедшей в субботу трагедии митинг стал скорее поминальным. Коллеги, друзья, просто неравнодушные люди приносили цветы, фотографии Анны Политковской, зажигали свечи.


Говорит, пришедший на митинг поэт Лев Рубинштейн.



Лев Рубинштейн: Это все так или иначе связано вот с этой абсолютно в целом мерзкой государственной политикой современной России. Я, понимаете, ее лично знал очень мало, почти не знал. Но все, что я о ней знал, у меня не вызывает сомнений, что это дело политическое. А вот кто конкретно и по чьей наводке - конечно, это только следствие может узнать.



Никита Татарский: А вы верите в то, что следствию удастся это выяснить?



Лев Рубинштейн: Не очень.



Никита Татарский: Один из участников митинга, член Антивоенного движения и директор Московской независимой общественной библиотеки Дмитрий Бродский напомнил, что Анна Политковская входила в так называемые списки "врагов народа", публикуемые разными радикальными организациями.



Дмитрий Бродский: Есть такие списки, они появляются на сайтах. И Политковская попала в этот список, потому что она была одной из самых последовательных противников распространения вообще нацизма во всех формах, и прежде всего, конечно, в такой вот милитарно-бандитской форме. Она была патриоткой своей страны в высшем смысле этого слова, желала спокойствия и законности нашей стране. Но мы видим, что сейчас происходит обратное, она не смогла удержать, и мы не смогли удержать страну в каком-то цивилизованном русле.



Никита Татарский: Продолжает, один из организаторов митинга, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев.



Лев Пономарев: Как ни странно это будет звучать, но фактически с убийства Анны Политковской начинается политический сезон в России, вот таким образом, трагическим образом. И это знаковое очень убийство. И что мы должны ожидать дальше в этом политическом сезоне? Мы же не знаем, какой план был у тех людей, которые убивали Анну - либо это была месть, разовое убийство, или эти люди сидели, написали такой сценарий: такого-то числа убить Анну, такого-то числа убить еще кого-то. То есть люди работают на дестабилизацию политической обстановки в стране. И кто это делает, люди, близкие к власти, или это какая-то третья сила, - все возможно в этой стране.



Никита Татарский: Организаторы назвали акцию памяти Анны Политковской "Мы заменим ее". Об этом название размышляет, пришедший на митинг телеведущий Владимир Познер.



Владимир Познер: Насчет того, что "мы заменим ее", существует такая русская мудрость, что нет незаменимых людей. А я с этим никогда не соглашался, я считаю, что нет заменимых. Конечно, никто ее не заменит, именно Анну Политковскую. Если имеется в виду, что и дальше найдутся честные журналисты, которые будут делать свою работу, - конечно, они будут. Я пришел из-за Политковской изначально. Я не знал, что будет эта акция, я ехал просто в машине и услышал по радио. Это моя коллега. Как иначе может быть вообще? Я хотел бы видеть такой день, - я вряд ли доживу, конечно, - когда, скажем, убьют журналиста... А это будет и в будущем, и не только у нас, журналистов всегда будут убивать, это неизбежная вещь. Скажем, за последние 15 лет их было убито около 500 человек в мире. Но когда это произойдет, чтобы на улицы вышло не 500 человек, а 50 тысяч в разных городах, чтобы было понимание того, что мы с вами считаем, что мы ответственны за свою страну. И мы это так выражаем. Мы ответственны. Пока мы будем только говорить "они", которых, между прочим, мы выбираем, "они, а мы не..." - тогда ничего и не будет.



Никита Татарский: А директор музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров, ответил мне на просьбу сказать несколько слов об Анне Политковской…



Юрий Самодуров: Нет, я заплачу...



Никита Татарский: Акции памяти вчера прошли также в Санкт-Петербурге, Самаре и других городах.


XS
SM
MD
LG