Ссылки для упрощенного доступа

Данные о школьниках с грузинскими фамилиями в правоохранительные органы не передавались и передаваться не будут


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Александр Костинский.



Андрей Шарый: Департамент образования города Москвы и комиссия по образованию при Московской городской Думе заявили, что никакие данные о школьниках с грузинскими фамилиями и с любыми другими национальными фамилиями в правоохранительные органы не передавались и передаваться не будут. Напомню, в конце минувшей недели в прессу попала информация о том, что московская милиция начала выслеживать нелегальных иммигрантов-грузин по их детям, которые обучаются в столичных школах. Как сообщалось, некоторые школы столицы получили из районных отделений милиции телефонограммы с требованием предоставить списки учеников с грузинскими фамилиями. Руководство Министерства внутренних дел выступило с официальным опровержением, однако в столичном Департаменте образования эту новость восприняли вполне серьезно.



Александр Костинский: После обострения отношений между Россией и Грузией в некоторые московские школы были отправлены телефонограммы из отделений милиции. В телефонограммах милиционеры требовали предоставить список учащихся с грузинскими фамилиями. Почему это произошло и какова была реакция Департамента образования Москвы и комиссии по образованию Московской городской Думы, отвечает председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович.


С чем связан вот этот инцидент?



Евгений Бунимович: Мне трудно сказать. Я думаю, что это связано с теми акциями, которые были приняты на уровне государства, на уровне президента не только против Грузии, как государства, но и почему-то против грузин, этот новый и ужасный шаг, который был предпринят. И многие люди, видимо, на местах, служивые, восприняли его как руководство к действию.



Александр Костинский: А вот сам комитет образования Москвы был против, как известно.



Евгений Бунимович: Любой ребенок в Москве, в независимости от прописки, регистрации, всего остального и даже гражданства, имеет право учиться в московских школах по нашим законам.



Александр Костинский: Даже не россиянин?



Евгений Бунимович: Да. Более того, не просто имеет права учиться, но мы в этом всячески заинтересованы. Сотни тысяч детей иммигрантов у нас болталось по улицам, и мы приложили немало усилий, чтобы они пошли в школы, изучали русский язык, наши традиции, культуру, просто школьные предметы. Даже сделали с 1 сентября этого года специальные подготовительные курсы русского языка, потому что раньше у нас не было таких проблем, что в нашу школу приходят дети, которые, кроме всего прочего, не очень хорошо говорят по-русски. И вся эта работа, на которую ушло немало времени, сил, в том числе и психологических, потому что нужно было объяснить и учителям, и директорам, это не так просто учить этих ребят, они действительно часто имеют другую культуру, другой менталитет, другие представления о поведении, то есть требовалась большая работа, чтобы это все запустить и чтобы это начало работать. Вот такие необдуманные, а, может быть, и обдуманные действия всю эту работу конечно просто крестом перекрывают, потому что, я боюсь, что теперь родители будут бояться отправлять таких детей в школу, поскольку через них можно будет на родителей выйти.


Департамент образования, я уже не говорю про нашу комиссию по образованию, важно, что департамент образования с самой первой минуты занял достаточно внятную позицию, сказав, что никакого учета по национальному признаку в школах не ведется, такой контроль не существует и никто не собирается этот контроль вводить. Никаких указов и приказов Департамента образования на эту тему не будет. А никаких других приказов в школы, которые учреждены Департаментом образования, исполнять вообще не должны.



Александр Костинский: Видимо, работники милиции не знали этого, раз они позвонили в школы. Школы что, стали подавать списки, получается?



Евгений Бунимович: Нет. Я должен вам сказать, что вот передо мной ответ одного из директоров школ, в котором написано: "В ответ на ваш запрос о предоставлении списков школьников грузинской национальности сообщаем, что учет учащихся по национальному признаку в школе не производится. Для того, чтобы произвести подобный сбор сведений, носящих конфиденциальный характер, и передать их в другую организацию, мы должны получить соответствующее распоряжение вышестоящей инстанции, Департамента образования Москвы".


Я считаю, что очень достойный и очень гражданский, одновременно юридически грамотный ответ. Я бы хотел, чтобы все директора школ были на таком же юридическом и гражданском уровне.


Но, честно говоря, далеко не во все школы были такие обращения. Не очень понятно все-таки, на каком уровне была проведена эта инициатива, поскольку руководители московской милиции, они распоряжения такого не давали.



Александр Костинский: То есть это могла быть, по вашему мнению и по мнению директоров школ, инициатива, как раньше говорилось, на местах? То есть какое-то районное отделение милиции решило упростить...



Евгений Бунимович: Могло быть и так. Потому что, возможно, что им поручили выявлять действительно, поскольку это было заявлено на государственном уровне, соответствующих людей, может быть и просто грузин или иммигрантов, не знаю, что им там поручали, и они решили, что это очень хороший повод узнать это через школы. Они просто не учли, что все-таки школы у нас немножко по-другому смотрят сегодня на все эти вопросы.


XS
SM
MD
LG