Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники подготовили специальный доклад о положении вынужденных переселенцев на Северном Кавказе


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Багров.



Никита Татарский: Власти Чечни не способны решить проблему похищения людей. Только с начала года в республике без вести пропали 125 человек, около 50 мирных жителей убиты. Такие данные приводят правозащитники в ежегодном докладе о проблемах беженцев на Северном Кавказе.



Юрий Багров: Вопреки заявлению премьер-министра Чечни Рамзана Кадырова о том, что республика в ближайшее время станет «самым безопасным и привлекательным местом для жизни», люди, бежавшие от войны, не спешат возвращаться на родину. Как утверждают правозащитники, более 180 тысяч беженцев не решаются вернуться именно из-за отсутствия гарантий безопасности. Тех же, кто готов приехать, попросту негде расселять. Пункты временного размещения беженцев в Чечне переполнены. Кроме того, местные власти постоянно угрожают ликвидировать эти поселения. В одном из своих выступлений Рамзан Кадыров назвал городки переселенцев притонами наркоманов и проституток. Правозащитники, подготовившие специальный доклад о положении вынужденных переселенцев на Северном Кавказе, называют еще одну причину бедственного положения беженцев, чьи дома были разрушены в ходе военных действий. Это недостаточные суммы компенсационных выплат.


Говорит член Совета правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина.



Светлана Ганнушкина: Компенсация должна быть достойной и должна быть равной. Она до сих пор недостойная и неравная для внутри перемещенных лиц из Чечни. До сих пор в Чечне получают 350 тысяч компенсации, а люди, решившие выехать из Чечни, - 120 тысяч, на которые, каждому понятно, невозможно ничего приобрести в России, никакого жилья. Эта компенсация проживается. Минфин говорит: у нас нет на них денег. Нет денег – саммит не проводите такой дорогой, отдайте деньги беженцам.



Юрий Багров: В докладе, представленном накануне в Москве правозащитниками, говорится и о положении беженцев, пострадавших в ходе осетино-ингушского конфликта 1992 года. Тысячи человек уже 14 лет живут в фанерных домиках на административной границе двух республик. Об этих людях, говорят авторы доклада, власти вспомнили лишь после недавнего посещения городка высокопоставленными чиновниками из ООН.



Светлана Ганнушкина: Я просто хочу сказать, что доклад приходилось менять на ходу. И это было, поверьте, очень приятно делать, потому что его приходилось менять в лучшую сторону. Потому что, действительно, в 2006 году государство наше взялось за ликвидацию последствий этого конфликта или самого конфликта, называйте это как угодно. Проблемы остались, конечно. Но сдвиг колоссальный – настолько, насколько это было возможно. В четыре раза, по-моему, было переселено больше людей за эти полгода, чем за предыдущий год, возвращено в Ингушетию.



Юрий Багров: Авторы доклада считают, что проблему внутри перемещенных лиц можно полностью решить лишь в случае долговременного и ясного плана по возвращению людей. Пока у российских властей, как говорят правозащитники, таких планов нет.


XS
SM
MD
LG