Ссылки для упрощенного доступа

Велосипед в эпоху ядерных испытаний


Если завтра война. В демилитаризованной зоне между двумя Кореями
Если завтра война. В демилитаризованной зоне между двумя Кореями

Наблюдатели сходятся во мнении, что Пхеньян, заявив в понедельник о проведении испытания ядерного оружия, намеревался сбросить с себя финансовые санкции, наложенные Соединенными Штатами за отмывание и подделку американских долларов. А в перспективе и сесть за стол переговоров с Вашингтоном на равных, уже в качестве ядерной державы. Вашингтон отверг вероятность такого диалога. Зато Китай, раньше отказывавшийся даже слышать о санкциях против КНДР, сейчас относится более восприимчиво к идее оказания давления на Пхеньян.


Пока Совет Безопасности ООН обсуждает, как наказывать это государство, эксперты пытаются оценить все последствия этого поворота в международных отношениях. Корреспондент РС Кэтлин Мур побеседовала с экспертом по нераспространению ядерного оружия из Стокгольмского международного института исследования проблем мира Шэнноном Кайлом.


- До сих пор идут споры о том, действительно ли Северная Корея провела ядерное испытание. Как можно объяснить эти сомнения?


- Сейсмические замеры испытания показывают, что толчок был очень слабым. Чтобы добиться такого незначительного колебания земной поверхности, надо обладать исключительно развитой ядерной технологией, надо, чтобы бомба была просто миниатюрной. Представить себе, что нечто подобное есть у Северной Кореи, трудно. Так что здесь возможно двоякое объяснение. Либо сейсмические данные неточны и надо провести их переоценку с учетом местных геологических особенностей, либо Северная Корея попыталась провести испытание, но бомба взорвалась только частично, полной цепной реакции не получилось. Северная Корея пыталась использовать это испытание для демонстрации собственных возможностей, но по странной иронии оставила больше вопросов, чем ответов. Давать точные оценки слишком рано, все прояснится через несколько дней.


- После Карибского кризиса 1960-х, когда США и СССР стояли на грани войны, ядерное оружие уже не представляло столь непосредственной опасности для существования человечества. Наоборот, обладание самым смертоносным средством уничтожения, как представляется, делает страны более ответственными в проводимой ими политике. Возможно, то же самое произойдет и с Северной Кореей?


- Пять государств, изначально подписавших Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) – США, Великобритания, Китай, Франция и Советский Союз в соответствии со статьей 6 договора обязались добровольно работать над всеобщим и полным ядерным разоружением. Но что мы увидели в последующие годы? они лишь укрепили роль ядерного оружия в своей политике. В некоторых случаях они даже придали ядерному оружию новую роль ; они явно собираются сохранить его у себя на вооружении на неопределенное время.


- Так что здесь двойные стандарты, конечно, присутствуют. Но это не значит, что идея мира, в котором этот вид оружия распространяется свободно, в котором он есть практически у любого государства, - хорошая идея. Просто потому, что это оружие чрезвычайно опасно, оно обладает огромной разрушительной силой. И если в мире будет больше государств, обладающих им, то шансы, что кто-то его применит в вооруженном конфликте, возрастут. Может быть, применит не нарочно, может быть, это произойдет чисто случайно, в результате ошибки или неправильных расчетов, или просто из-за эскалации военных действий с применением обычного оружия.


- Джордж Буш заявил, что главная опасность сложившейся ситуации состоит в том, что Пхеньян передаст ядерные технологии Ирану и Сирии. Действительно ли по сравнению с этой угрозой возможность применения Пхеньяном бомбы отходит на второй план?


- Это тоже вызывает тревогу. Более того, мы опасаемся и того, что КНДР может передать расщепляющиеся материалы и ядерные технологии в руки террористов. Северная Корея, правда, на корню отметает подобные подозрения. Но миру приходится рассматривать подобные варианты со всей серьезностью. Пхеньян уже передавал ракетные технологии целому ряду государств, это подтверждено. Более того, Пхеньян участвовал в нелегальной торговле ядерными технологиями и материалами с рядом государств, в частности, с Пакистаном через физика-ядерщика Абдул Кадыр Хана. Так что эти подозрения небеспочвенны и должны рассматриваться со всей серьезностью.


Ближайшие соседи КНДР Япония и Южная Корея по своему технологическому развитию вполне в состоянии тоже обзавестись ядерным оружием. Обе страны обязались придерживаться статуса безъядерных государств. Не могут ли они теперь изменить свою военную политику?


Шэннон Кайл пока не видит признаков того, чтобы у Токио появилось желание стать ядерным государством:


- Более вероятно, что Япония начнет пересматривать нынешнюю оборонную стратегию. Она уже движется в сторону создания более мощных вооруженных сил, которые будут иметь на вооружении и ракеты большей дальности. Вероятнее всего, Япония пойдет на еще более тесное сотрудничество с Соединенными Штатами в укреплении региональной системы безопасности. Южная Корея в начале 1970-х развивала собственную ядерную программу, но отказалась от нее под нажимом США. Пока ничто не указывает на то, что Сеул готовится пересмотреть статус неядерного государства. Наиболее вероятно, что и Южная Корея начнет укреплять военный союз с Соединенными Штатами.


Среди государств, обладающих ядерным оружием, четыре не являются членами Договора о нераспространении ядерного оружия. Это Индия, Пакистан, Израиль (он не подтверждает, что имеет такое оружие, но все о том свидетельствует), а теперь и КНДР. Эксперт РС соглашается с тем, что ДНЯО в его нынешнем виде не работает:


-В мире уже почти столько же ядерных государств, не подписавших договор, сколько и подписавших. В случае с Северной Кореей все выглядит еще хуже. В соответствии с этим документом она приняла на себя статус безъядерного государства, а в 2003 году заявила, что выходит из договора. Но, будучи его участником, Корея обзавелась всей инфраструктурой, необходимой для полного ядерного цикла, применяемого для создания оружия. То есть она пошла на элементарный обман, и все же, когда она из договора вышла, международное сообщество не смогло предпринять против Пхеньяна жестких мер. Именно это и подрывает режим ДНЯО – государства могут подписать его, использовать, откровенно обманывать, и ничего им за это не будет.


Известный американский специалист по Северной Корее из вашингтонского Института международных отношений Селиг Харрисон, который недавно вернулся из Пхеньяна, излагает в журнале Newsweek свое видение ситуации вокруг КНДР. Он пишет, что финансовые санкции США наносят этой стране экономический ущерб, но не подорвали доверия населения к режиму. «Северная Корея стабильна, в Пхеньяне намного больше признаков экономической активности, чем раньше. Больше машин и велосипедов, люди одеты лучше, больше ресторанов, небольших магазинчиков. Кроме этого, люди проявляют больше интереса к зарабатыванию денег». Коммунистический режим заявляет, что мог бы и отказаться от ядерного оружия, но хочет получить взамен какой-то поощрительный приз. В любом случае миру придется научиться жить с ядерной Северной Кореей.


XS
SM
MD
LG