Ссылки для упрощенного доступа

Почему проблемы свободы слова в России заботят иностранцев больше, чем россиян


Программу ведет Андрей Шарый . Принимают участие корреспондент Радио Свобода Семен Мирский и генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко .



Андрей Шарый : Вечером в среду в Париже на площади, прилегающей к собору Парижской Богоматери, - митинг траура и протеста, посвященный памяти Анны Политковской. К проведению митинга призвали "Репортеры без границ", Ассоциация журналистов Франция-Россия, а также многочисленные представители французской интеллектуальной и политической элиты. На площади у собора Нотр-Дам находится корреспондент Радио Свобода Семен Мирский


Семен, добрый вечер. Что происходит на площади?



Семен Мирский : Добрый вечер, Андрей. Митинг траура и протеста с участием нескольких сотен человек проходит прямо у памятника Карлу Великому. Если вы стоите лицом к собору, то памятник находится у вас с правой стороны. К пьедесталу памятника прикреплен огромный фотопортрет Анны Политковской.


В митинге, как вы уже сказали, Андрей, помимо сотен простых граждан, участвуют представители французской политической и интеллектуальной элиты. Здесь, разумеется, масса журналистов. Сотрудники международного вещания "Радио Франс" явились почти в полном составе. Тут же и политические деятели. До начала митинга мне удалось коротко поговорить с Мишелем Барнье, Ноэлем Мамером, известнейшим французским философом Бернаром-Анри Леви, известным российским журналистом-криминологом Аркадием Ваксбергом. Активисты - организация "Международная амнистия" - раздают участникам митинга белые розы и красные гвоздики.


Первым взял слово президент международной организации "Репортеры без границ" Робер Менар. Вот три главных тех тезиса выступления Менара. Убив Анну Политковскую, они убили то, что оставалось от демократии в России. Тезис второй - "Репортеры без границ" требуют проведения независимого международного расследования убийства журналистки. И, наконец, тезис третий - западные лидеры должны, наконец, понять, что они должны перестать заигрывать с российскими руководителями.



Андрей Шарый : Сегодня Анне Политковской посмертно присуждена Международная литературная премия имени известного итальянского журналиста Тициано Терцани за 2007 год. Решение о присуждении награды жюри, в состав которого входят многие известные журналисты, общественные деятели Италии, было принято единогласно. Вместе со мной репортаж из Парижа слышал в эфире программы Радио Свобода генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко.


Игорь Александрович, добрый вечер! Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, почему смерть Анны Политковской вызвала такую бурную реакцию в мире и столь умеренную реакцию в России?



Игорь Яковенко : Добрый вечер! Во-первых, я не вполне согласен с тем, что в России смерть Анны Политковской вызвала умеренную реакцию. Россия очень сильно разделена сегодня. Она расколота. Она расколота на нормальных людей и довольно специфическую публику, которая обладает очень своеобразным устройством головы. Нормальные люди - это те тысячи людей, которые пришли вчера провожать Анну Политковскую в последний путь. Это люди, которые также как и большинство тех, с кем я разговаривал, считают, что убийство Анны Политковской это громадная трагедия, это громадный шаг, который Россия сделала по лестнице, ведущей вниз. Действительно, Россия стала намного хуже после того, как убили Анну Политковскую.



Андрей Шарый : Игорь Александрович, но этих людей те, кто пришел вчера на Троекуровское кладбище, было несколько тысяч по самым смелым ожиданиям.



Игорь Яковенко : На самом деле, понимаете, это довольно далеко. Несколько часов люди стояли для того, чтобы дождаться своей очереди пройти мимо гроба с Анной Политковской. Это было много людей.


Но есть другие люди в России. К сожалению, к этим людям относится президент Российской Федерации, у которых голова устроена совершенно специфически. Он четыре дня практически почти что молчал. Мы все очень сожалели, что он молчит в то время, как высказались уже все мировые лидеры. Но когда он заговорил, у меня было ощущение, что жалко, что он начал говорить, лучше бы он продолжал молчать. Потому что президент нашей страны, к стыду моему огромному, сказал, что Анна Политковская не играла значительной роли в общественно-политической жизни страны, что является ложью. Он сказал, что причины ее смерти надо искать в тех, кто пытается организовать заговор против страны, что это враги России, враги президента все это организовали. Это симптом очень тяжелой болезни. Это примерно тоже самое, что когда фашисты сожгли рейхстаг и обвинили в этом коммунистов. Это логика провокации, логика поиска врагов и так далее.



XS
SM
MD
LG