Ссылки для упрощенного доступа

Доклад Савельева: боевиков в Беслане было вдвое больше


С момента захвата школы в Беслане прошло более двух лет, но результатов официального парламентского расследования до сих пор нет
С момента захвата школы в Беслане прошло более двух лет, но результатов официального парламентского расследования до сих пор нет



Автор обнародованного в конце августа доклада «Беслан: правда заложников» депутат Госдумы Юрий Савельев подготовил новую - седьмую его часть. Сегодня она публикуется с сокращениями в «Новой газете» и полностью - на сайте «Правда Беслана». Выводы, содержащиеся в седьмой части доклада в очередной раз (как и в случае с предыдущими частями) опровергают версию как следствия, так и парламентской комиссии. Депутат Савельев утверждает, что боевиков, захвативших школу в Беслане в сентябре 2004 года, было на самом деле значительно больше - от 56 до 78 человек.

В то время как парламентская комиссия по расследованию событий в Беслане вот уже два года не может завершить работу над официальным документом, который фактически должен назвать виновных в трагедии, «Новая газета» и интернет-сайт «Правда Беслана» опубликовали седьмую часть альтернативного доклада члена этой комиссии, депутата Государственной Думы Юрия Савельева.


Выводы Савельева в очередной раз опровергают официальную версию как следствия, так и парламентской комиссии. С самого начала споры вызвал вопрос о числе боевиков. Согласно данным, собранным комиссией, их было 32. По информации Савельева, основанной на показаниях очевидцев сентябрьских событий, значительно больше - от 56 до 78 человек. И машин, которые привезли боевиков к школе, тоже было больше, чем это заявлено в официальной версии. Редактор сайта Марина Литвинович, на котором опубликован доклад, уверена, что данные Савельева куда более точные и правдивые: «Савельев просто это собрал, проанализировал и восстановил целостную картину, потому что с самого начала была вброшена версия про 32 террориста. Все на этом успокоились, хотя и сами заложники говорили, что, по их ощущениям, больше было, и много других факторов свидетельствовало о том, что террористов все-таки было больше. В этой части доклада Савельева просто та математика простая, простой подсчет всех тех террористов, которых видели люди. И получается, что их точно было не 32, и, по подсчетам Савельева, нижняя граница - 56 человек, верхняя граница – 78».


Официальная версия следствия строится, фактически, на показаниях двух человек: задержанного Кулаева и милиционера Гуражева, захваченного боевиками по пути следования в Беслан. Однако на них обоих по разным причинам могло оказываться давление в ходе следствия, убеждена член совета общественной организации «Голос Беслана» Элла Кесава: «Что касается официального доклада, то мы его уже не ждем. Все комментарии и интервью, которые давал Торшин, показывают, что, помимо версий прокуратуры, там ничего нового для нас не будет, для нас, пострадавших, и для всех остальных, которые интересуются расследованием бесланской трагедии. Что тревожит, это заявление Торшина, что будут по-новому опрашивать свидетелей. Эти свидетели, как минимум, дали несколько раз показания, несколько раз на предварительном суде, на самом суде. Неужели недостаточно этих показаний, чтобы сделать выводы? И это говорит о том, что они хотят... и власти, и Торшин намекают на то, что если будут повторные - пятый, шестой раз - показания брать у свидетелей и заложников, то они будут их менять».


Элла Кесаева предполагает, что реакция парламентской комиссии под руководством вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина на публикацию альтернативного расследования Савельева будет крайне негативной, как это уже было: «Опорочить, сказать, что за ним кто-то стоит, что Торшин и делает, никакого основательного опровержения на данный момент у них нет и не будет, потому что невозможно опровергнуть показания свидетелей. Это не значит, что в этом направлении они добьются правды, это просто делается, и всем понятно, для чего это делается - чтобы свидетели отклонились от своих первоначальных показаний и чтобы версия прокуратуры "втиснулась" в эти показания. Сейчас пока что она никак не сходится, разногласия огромные есть, и доклад Савельева, седьмая часть, - это наглядный пример тому, что показания свидетелей не учитывались ни Торшиным, ни прокуратурой, ни судом. Единственный, кто учитывал, это Савельев».


От официальных комментариев в парламентской комиссии по поводу публикации седьмой части пока воздерживаются. В августе этого года, когда Савельев представил первые выводы расследования, глава комиссии Торшин назвал их неубедительными. Напомню, особое мнение депутата заключалось в том, что значительное число заложников в бесланской школе погибли в результате первых взрывов, произведенных силовиками. Марина Литвинович считает, что размещение на сайте «Правда Беслана» материалов альтернативного расследования оказалось небезрезультатным: «Главное, что мы добились, чтобы официальная парламентская комиссия все-таки не публиковала свой финальный доклад, а как-то продлила свою работу и попыталась отнестись к выводам Савельева… по меньшей мере, как-то на них ответить. Самый лучший, конечно, вариант - их учесть».


По словам Литвинович, в скором времени сайт «Правда Беслана», редактором которого она является, представит на обсуждение общественности еще две новые части доклада Юрия Савельева «Беслан: правда заложников».


XS
SM
MD
LG