Ссылки для упрощенного доступа

В Нижнем Новгороде собираются закрыть Общество российско-чеченской дружбы


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Мумин Шакиров.



Александр Гостев: Сегодня все-таки может быть закрыто Общество российско-чеченской дружбы в Нижнем Новгороде, о судьбе которого Радио Свобода рассказывало несколько раз. Прокурор Нижегородской области Владимир Демидов в минувший понедельник обратился в суд с просьбой о ликвидации организации. Исполнительный директор общества Станислав Дмитриевский в феврале этого года был признан виновным в разжигании межнациональной вражды и получил два года лишения свободы условно.



Мумин Шакиров: По версии местной прокуратуры, Общество российско-чеченской дружбы должно быть ликвидировано за непогашенную судимость Станислава Дмитриевского по так называемой "экстремистской" статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Организация публично не отмежевалась от его деятельности - осужденный правозащитник по-прежнему является руководителем общества и одним из соучредителей. Правовым источником требований прокуратуры является новая редакция закона "Об общественных объединениях". О том, какие законы нарушил Станислав Дмитриевский и за что он получил условный срок, рассказывает наша коллега из Нижнего Новгорода Лира Валеева .



Лира Валеева: Напомню, Дмитриевский опубликовал в нижегородской газете "Правозащита", главным редактором которой он являлся, обращение лидеров чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева и Аслана Масхадова к россиянам и Европарламенту. Станислав Дмитриевский в феврале этого года был признан виновным в разжигании межнациональной вражды. Он получил два года лишения свободы условно. Кроме того, еще почти четыре года он не сможет заниматься правозащитной деятельностью. Он должен был покинуть Общество российско-чеченской дружбы или, по его словам, "эта организация должна была сама отмежеваться от него". Этого не произошло.



Станислав Дмитриевский: А как вы себе это представляете? Работает некий круг единомышленников, достаточно узкий, занимается этой проблемой. Организация поддерживает меня на суде. И вот после всего этого организация должна от меня отмежевываться. Но тогда нужно прекратить заниматься правозащитной деятельностью и идти разводить пчел.



Лира Валеева: Так что ни для кого из Общества российско-чеченской дружбы не стало неожиданностью то, что в минувший понедельник Дмитриевскому вручили заявление прокуратуры Нижегородской области о намерении ликвидировать эту организацию. В этот же день, но, по его словам, несколькими часами раньше, Дмитриевский направил жалобу в Европейский суд по правам человека. В ней он попросил признать, что приговор, который был вынесен ему одним из нижегородских судов, нарушил его права, в том числе на свободу слова. Отмечу, что Дмитриевский не сомневается, что Страсбургский суд его оправдает. В чем он сомневается, так это в том, что сегодня Общество российско-чеченской дружбы будет закрыто. Впрочем, он готовится и к такому исходу.



Станислав Дмитриевский: Бог его знает. Одно дело, когда живешь в правовом государстве и можно что-то предсказывать, другое дело - когда живешь в том государстве, в котором мы живем.



Лира Валеева: В любом случае, по словам Дмитриевского, когда-нибудь Общество российско-чеченской дружбы все равно закроют, но эта организация не перестанет существовать, как бы ни старался этого добиться прокурор Нижегородской области Владимир Демидов.



Станислав Дмитриевский: Если он хочет, чтобы мы замолчали, пускай нанимает киллера или сажает меня в тюрьму.



Лира Валеева: По словам Дмитриевского, на смену Общества российско-чеченской дружбы может прийти другая организация, с новым названием, но со старым коллективом, возможно, ее зарегистрируют за границей, например, на Украине, но работать она будут по-прежнему в Нижегородской области. Сам Дмитриевский тоже не собирается оставлять свою работу, но пока он не хочет распространяться на эту тему, чтобы, по его словам, не давать козырей в руки тех, кто пытается закрыть Общество российско-чеченской дружбы. Он не исключает, что в числе этих людей могут быть не только прокурор Нижегородской области, но и губернатор Валерий Шанцев и замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков.



Мумин Шакиров: Российские правозащитники внимательно следят за судебным процессом в Нижнем Новгороде. Комментарии по этому поводу дал Радио Свобода лидер движения «За права человека» Лев Пономарев.



Лев Пономарев: Стратегия заключается в том, что сначала обвиняют руководителя организации в экстремизме, а законодательство уже подготовлено в рамках этой стратегии, это не один закон, это несколько законов уже принято в этом направлении. И это будет первый прецедент закрытия правозащитной организации. Я абсолютно уверен, что практически правозащитников, руководителей правозащитных организаций можно обвинять в экстремизме буквально на тех же основаниях, на которых Дмитриевского осудили.



Мумин Шакиров: Когда наступил небольшой перерыв в ходе судебного заседания, с нами вышла на связь наша коллега из Нижнего Новгорода Лира Валеева.



Лира Валеева: Мне, как постороннему человеку, кажется, что судья раздражается на Станислава и что он на самом деле подсказывает стороне обвинения многие ответы на вопросы. Мне, как стороннему человеку, кажется, что сегодня это заседание закончится тем, что Общество российско-чеченской дружбы будет закрыто. Сторона прокуратуры настаивает на том, чтобы после того, как будет принято решение о том, что Общество российско-чеченской дружбы должно быть закрыто, Станислав Дмитриевский должен будет сам участвовать в том, чтобы "раскрутить" сотрудников прекратить существование этой организации.



Мумин Шакиров: Скажите, есть ли сторонники в зале заседания у Станислава Дмитриевского?



Лира Валеева: В зале заседания сидят только журналисты. Съемку в зале не разрешили, хотя Дмитриевский ходатайствовал об этом. Съемку можно проводить только в перерывах и можно проводить до заседания. Кроме журналистов, в зале заседания был один человек, который пришел по собственному почину. Больше никого в зале заседания нет.



Мумин Шакиров: К Лире Валеевой присоединился сам ответчик, правозащитник Станислав Дмитриевский. Вот как он описывает ход судебного заседания.



Станислав Дмитриевский: Понятно, что это гражданский процесс. Прокуратура выступает в данном процессе в качестве истца, поэтому, безусловно, инициатива принадлежит прокуратуре. Я бы хотел подчеркнуть, что в данном случае основные "железные" аргументы прокуратуры базируются на новой редакции закона о неправительственных организациях, а именно - статье 19. По поводу этих поправок ряд отечественных юристов, а также Совет Европы неоднократно высказывался, что данные поправки противоречат Конституции Российской Федерации и международным обязательства Российской Федерации. Поэтому я заявил ходатайство о том, чтобы суд направил вопрос о соответствии данной новеллы, которая еще ни разу не применялась судами в России, на соответствие Конституции в Конституционный суд Российской Федерации. Тем не менее судья отказал мне в этом ходатайстве с формулировкой "ну, мне тоже не нравятся многие законы".



Мумин Шакиров: Станислав, скажите, в чем вас конкретно обвиняют?



Станислав Дмитриевский: В нарушении российского законодательства грубом, а именно в том, что я до сих пор остаюсь руководителем и членом организации, а также ее учредителем, несмотря на то что у меня есть судимость по статье Уголовного кодекса экстремистской направленности.



Мумин Шакиров: На ваш взгляд, это дело закончится в вашу пользу или все-таки организацию закроют?



Станислав Дмитриевский: Я думаю, что если бы у нас был независимый беспристрастный суд, в Российской Федерации, то дело бы, безусловно, закончилось сначала проверкой конституционности законодательства Конституционным судом, а затем и нашей победой. Но я думаю, что судья изначально настроен на ликвидацию, так как... ну, это видно, в частности, его поведение - он задает наводящие вопросы, практически подсказывает стороне истца ответы, дает им ссылки на то, где необходимо смотреть на это правильные ответы, в каком законе. В общем, я думаю, все понятно с этим процессом.



Мумин Шакиров: Судебный процесс в Нижнем Новгороде продолжается. В случае, если общество Российско-Чеченской дружбы будет закрыто, Станислав Дмитриевский намерен подать жалобу в Верховный суд России.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG