Ссылки для упрощенного доступа

«Чудовищная тактика исчезновений ушла в прошлое»


Супруги исчезнувших активистов оппозиции Ирина Красовская и Светлана Завадская с Джорджем Бушем 27 февраля с.г.
Супруги исчезнувших активистов оппозиции Ирина Красовская и Светлана Завадская с Джорджем Бушем 27 февраля с.г.

Сегодня активисты гражданского движения Белоруссии проводят очередную акцию памяти своих товарищей, бесследно исчезнувших в годы правления Александра Лукашенко. Наблюдатели полагают, что такие действия приносят свои результаты: список исчезнувших в последние годы не пополняется.


Год назад, 16 октября 2005 года, представители гражданского общества Белоруссии предложили провести День солидарности с политзаключенными, исчезнувшими оппозиционерами, их семьями, независимыми журналистами. С тех пор каждый 16-й день очередного месяца в 20.00 в квартирах белорусских граждан, поддержавших инициативу, на 15 минут гаснет свет, а на подоконниках появляются свечи - в память о тех, кому борьба за свободу и демократию стоила жизни.


Об исторических и острополитических аспектах исчезновений видных политиков в Белоруссии я побеседовал с обозревателем Белорусской службы Радио Свобода Маратом Дымовым.


В советской прессе в 1970-е годы довольно часто обсуждались похищения и исчезновения людей и видных политиков. Зачастую речь шла о латиноамериканских диктаторах из Чили, Аргентины и соседних стран. Прошло 30 лет, и политики исчезают в лукашенковской Белоруссии. Действительно ли в истории постсоветского пространства наступил латиноамериканский период?


- В известном смысле да. Все-таки коммунизм, марксизм были универсальными системами, а тут [пошли] такие персональные деспотии, их можно так назвать. Та кампания, которую проводит белорусская оппозиция… действительно, в фокусе многих акций стоит проблема исчезнувших политиков, исчезнувших людей. Люди выходят на улицу с плакатами «Где Захаренко?», «Где Гончар?», «Где Завадский?» (бывший министр внутренних дел Юрий Захаренко, бывший вице-премьер Виктор Гончар, оператор телеканала ОРТ Дмитрий Завадский – РС). Это, конечно, оказывает воздействие если не на население, то по крайней мере на власть. Была ситуация, когда омоновец ударил жену одного из пропавших журналистов.


- Какова реакция общества - сложный вопрос. Анатолий Лебедько, лидер Объединенной гражданской партии, один из инициаторов этой кампании, говорит на этот счет так: по крайней мере, польза наших акций заключается в том, что больше таких исчезновений не происходит. Да, людей сажают, арестовывают, людям дают сроки, в том числе, и приличные, например, последний срок Козулина (Александр Козулин, бывший кандидат в президенты страны – РС). Но такие исчезновения, такая совершенно чудовищная тактика как-то ушла в прошлое. За исключением этих нескольких фигур, вроде бы пока таких ситуаций больше не возникает.


XS
SM
MD
LG