Ссылки для упрощенного доступа

"Российская агрессия уже бессмысленна"


Олег Скрипка
Олег Скрипка

Лидер группы "Вопли Видоплясова" Олег Скрипка – об украинских итогах года

Одной из составляющих российско-украинского конфликта в этом году стало противостояние в области культуры и музыки. Поездки Иосифа Кобзона и Михаила Пореченкова в Донецк и последовавшие за этим санкции против них со стороны некоторых европейских стран, концерт Андрея Макаревича и Дианы Арбениной в освобожденном украинской армией Славянске, после которого этих музыкантов стали травить в России, отмена выступлений группы "Океан Эльзы" в России, выступление Бориса Гребенщикова в Киеве – это лишь некоторые из эпизодов заочной российско-украинской культурной войны. Несмотря на это, многие украинские музыканты и певцы остаются крайне популярными в России, и наоборот. Одним из символов украинской постсоветской культуры для россиян (и не только для них) является рок-музыкант и певец Олег Скрипка, лидер группы "Вопли Видоплясова". Этот год он начал с выступлений на Майдане, а закончил концертом для украинских солдат и добровольцев в зоне антитеррористической операции на востоке Украины, в Старобельске. В интервью Радио Свобода Олег Скрипка поблагодарил за поддержку россиян, выступающих против войны на Украине, и выразил уверенность в том, что рано или поздно нормальные отношения между двумя странами восстановятся.

– Этот год вместил в себя такие трансформации, которые порой не происходят и за 10 лет. Как бы вы описали глобальные изменения, которые произошли с Украиной за этот год, они скорее со знаком плюс или со знаком минус?

Олег Скрипка в студии украинской службы Радио Свобода
Олег Скрипка в студии украинской службы Радио Свобода

– Я сказал бы, что, к сожалению, общество поляризовалось на два лагеря, причем они явно наблюдаются и в России тоже. У нас эти два лагеря называются "ватники" и "укропы". Я, безусловно, "укроп". Но я считаю, что эта поляризация, во-первых, мнимая, а во-вторых, очень вредная. Это иллюзия, наваждение. Мы все под Богом ходим, а конфронтация всегда приводит к войне и к крови. То, что сейчас происходит на Украине, в этом смысле очень показательно.

– С одной стороны, война, с другой стороны, украинцы получили благодаря Майдану шанс на кардинальные преобразования в обществе, и этот шанс, кажется, еще не потерян. Стоил ли Майдан тех жертв, которые пришлось принести Украине в этом году?

– Преобразования в обществе, в головах людей – они кардинальные, радикальные, очевидные, то, что преобразования происходят, это прекрасно. Но то, что это происходит таким страшным способом, – это печально. Просто так бывает: если какие-то очевидные вещи становятся для людей неочевидными, тогда приходит беда.

– Вы только что были в Старобельске, в зоне АТО, как вам показалось: произошло ли на самом деле какое-то разъединение не просто формальное, но в умах людей, оказавшихся по разные линии фронта, сможет ли Украина преодолеть это разъединение?

Концерт Олега Скрипки в Старобельске для украинских солдат
Концерт Олега Скрипки в Старобельске для украинских солдат

– Ну, разъединения страны не произошло – произошла оккупация, это немного разные вещи. Идет манипуляция, как будто это украинцы между собой борются, но на самом деле это просто внешняя агрессия в чистом виде. Ребята бьются на фронте, защищают Украину. А то, что среди мирных жителей, на уровне дискуссий, конечно, не у всех там стройная картина мира – это да, причем перегибы и в одну, и в другую сторону есть. Все равно очевидно, что Украина – это государство, что нам, украинцам, самим решать свои дела, хорошее у нас правительство, или нехорошее, но это наши дела.

– Если Россия выйдет из конфликта с Украиной, удастся ли реинтегрировать оккупированные, как вы их называете, регионы, в состав единой страны?

– Конечно, безусловно. Сейчас, я так понял, прямая агрессия российская уже бессмысленна, потому что, ну, не получается. За несколько месяцев у них не получается донецкий аэропорт взять, не говоря уже о других территориях. Мне кажется, наступления уже не будет. Нынешняя вялотекущая ситуация будет сохраняться еще год-два. А потом, я надеюсь, экономика в Украине восстановится и жителям оккупированных территорий будет очевидно, что они живут в разрухе, а Украина нормально развивается. Сейчас, когда люди из зоны АТО приезжают в Киев, они видят, что экономика работает, люди в магазинах покупают новогодние подарки – а у них разруха. Очень многие понимают, что они сделали неправильный выбор.

Когда люди из зоны АТО приезжают в Киев, они видят, что экономика работает, люди в магазинах покупают новогодние подарки – а у них разруха. Очень многие понимают, что они сделали неправильный выбор

– Олег, вы были, да и остаетесь очень популярным музыкантом в России, группа "Вопли Видоплясова" для многих как была, так является по-прежнему символом современной украинской музыкальной культуры. Надеетесь ли вы еще приехать сюда с концертами? Даже российских музыкантов, Андрея Макаревича, например, выступавшего в Славянске, подвергли в России массовой обструкции, что уж говорить про украинского рок-певца, игравшего для украинских солдат в зоне АТО. В общем, рассчитываете ли вы еще сыграть и спеть для той публики в России, которая вас помнит и любит?

– Безусловно. Все в мире заканчивается. Все войны заканчиваются, и эта война тоже закончится. Ни русский народ, ни украинский народ никуда не денутся, мы будем рядом, граница наша рядом, наши родственные связи никуда не денутся. Выживают только благоразумные люди. Благоразумные люди выживут и будут сотрудничать, на каком-то новом уровне, нормальном, адекватном. А вот когда это произойдет – это другой вопрос, через 2 года, через 5 или через 10 лет.

Олег Скрипка на Евромайдане:

– То есть посыл, который даже в популярной украинской песне этого года увековечен, "никогда мы не будем братьями", вам не близок?

– Я понимаю этот импульс, потому что этот импульс – результат огромной боли, отчаяния. История о братстве русского и украинского народа, грубо говоря, очень сильно скомпилирована. Те люди, которые очень сильно верили в братство, они очень сильно разочаровались. Я сильно в это братство народов не верил, более объективно смотрел на эти вещи, поэтому и не разочаровался. У Украины с Россией было много войн, на самом деле, это не первая война, но я уверен, что она последняя, на самом деле. Правда вышла наружу, многовековую ложь надо разрешить, и потом уже на базе новых взаимоотношений можно нормально сотрудничать, нормально дружить.

– С какими словами вы бы обратились накануне Нового года к россиянам – и тем, кто уверен в существовании на Украине исключительно "фашистов", и к тем, кто поддержал Майдан?

К тем, кто переживает за Украинe, я хочу обратиться с благодарностью и пожелать, чтобы у них такого никогда не произошло – ни в стране, ни среди близких и знакомых. Война – это очень страшно, это очень больно

– Всем россиянам я хочу пожелать мира, добра, счастья, гармонии в сердце. Чтобы в вашей семье, среди ваших близких было взаимопонимание и любовь. Это самое главное. А по поводу Украины… нет смысла обращаться к людям, которые считают, что на Украине фашисты, надо разговаривать с теми людьми, которые способны слышать. К тем, кто переживает за то, что сейчас происходит в Украине, я, во-первых, хочу просто обратиться с благодарностью, а во-вторых, хочу пожелать, чтобы у них такого никогда не произошло – ни в стране, ни среди близких и знакомых. Война – это очень страшно, это очень больно. Мы, украинцы, живем уже довольно долго с этим, мы это переживем, это нас изменило, мы стали сильнее, более трезво смотрим на жизнь. Я даже встречал людей, это мои знакомые, близкие – они пришли с фронтов и стали добрее, то есть это какое-то очищение. Всем-всем людям в России, Украине, других странах желаю счастья, мира, добра, пусть новый год принесет нам только радость и дружбу. Все будет хорошо!

XS
SM
MD
LG