Ссылки для упрощенного доступа

Для чего украли новый роман Пелевина


Александр Амзин: «Empire V как бы соединяет все идеи и сюжеты, которые Пелевин рассказывал читателям в течение последних десяти лет, но сверх этого ничего своего в романе нет»
Александр Амзин: «Empire V как бы соединяет все идеи и сюжеты, которые Пелевин рассказывал читателям в течение последних десяти лет, но сверх этого ничего своего в романе нет»
В русском интернете происходит громкая детективно-литературная история — кто-то выложил в сеть объемное сочинение, которое, как утверждают многие, является то ли черновиком, то ли беловиком нового романа культового писателя Виктора Пелевина. Издательство, где должен выйти роман, заявило о краже рукописи, читатели обсуждают достоинства и недостатки загадочного текста, а культурологи говорят о принципиально новой ситуации, возникшей в результате вторжения высоких технологий в мир «бумажной литературы».

Те, кто говорит, что массовый интерес публики к литературе убит сначала кино, потом телевиденьем и, наконец, интернетом — совершенно неправы. Как изобретение фотографии не уничтожило живопись, а, наоборот, привело к революции в ней, так и все электронные медиа глубоко трансформировали литературу. Нет, интерес совсем не упал — достаточно вспомнить страсти вокруг очередных книг о Гарри Поттере. Каждый раз только что отпечатанный тираж охраняется строжайшим образом, чтобы публика до «часа Х», не дай Бог, не узнала о том, что же там произошло новенького с юным волшебником, Гермионой и прочими персонажами Джоан Роулинг. Каждый раз в прессу заранее просачиваются отрывки свежей книги, что вызывает читательский ажиотаж и приятно для издателя сказывается на продажах.


Подобная история на днях произошла и в России. В русском интернете выложено довольно большое сочинение, которое называется Empire V (или Empire Five — название можно прочесть и так). Автор не указан. Однако тут же появились слухи, что это новый роман Виктора Пелевина Empire V, который готовится к публикации в издательстве «Эксмо». Далее сюжет стал развиваться стремительно. Все бросились читать новый текст, обсуждая, тот это Пелевин, или не тот, и вообще Пелевин ли это. Версий множество — от предположений, что неизвестные злоумышленники украли черновик романа (и «Эксмо» действительно вроде бы подтвердило факт кражи), до полной уверенности, что это замысловатый и даже новаторский рекламный трюк, призванный привлечь внимание публики.


Некоторые, впрочем, утверждают, что это вообще фальшивка. Дискуссии, конечно же, ведутся в сети, например, в Живом Журнале. На интернет-сайте Lenta.Ru появился комментарий, посвященный загадочному сочинению, выложенному в сеть. Автор комментария Александр Амзин, похоже, считает, что Empire V действительно написал Пелевин:


Новый роман по своей структуре выглядит спорно и непричесанно, будто он написан на коленке... В нем полно конъюнктуры, вроде сочинения стихов на албанском. В нем проводятся явные параллели к одинокому мальчику из «Омона Ра», кровососам из «Жизни насекомых», умообразам из «Шлема ужаса» и антуражу из «Generation П»… Empire V как бы соединяет все идеи и сюжеты, которые Пелевин рассказывал читателям в течение последних десяти лет, но сверх этого ничего своего в романе нет. Есть только фирменный юмор Пелевина: «О, Улитка! Взбираясь к вершине Фудзи, можешь не торопиться... Там, на вершине Фудзи, улиток полно и так».


Но есть ли сейчас, в эпоху интернет-деавторизации, какая-то разница, кто написал тот или иной текст, стоит ли вообще спорить, Пелевин ли это или не Пелевин? Я спросил об этом Ирину Каспэ, литературного критика и историка культуры: «Если говорить о сетевой среде, мне кажется, напротив, это важно. Вообще, я считаю, что авторство — и мы это сейчас видим на примере блогов — напротив, приобретает повышенное значение и чем неопределеннее коммуникативная ситуация, в этом случае в том числе, чем таинственней автор, тот, кто пишет некий текст, тем возрастает, мне кажется, желание узнать, кто же это, узнать как можно больше о нем. А в данном случае, если мы говорим об известном писателе, я думаю, что, естественно, если бы ситуация не прояснилась, то, в общем-то, дискуссия бы продолжалась. Я думаю, что это, безусловно, важно».


— Есть ли разница между реально существующим, физически существующим Виктором Пелевиным, автором энного количества книг, и сетевым Пелевиным? Разница для читателя и, может быть, для самого Пелевина.
— Что касается Пелевина, то тут мне, естественно, трудно говорить. Но я думаю, что для читателя, безусловно. Я думаю, что подтверждение бренда, подтверждение причастности, подтверждение подлинности того, что вот это реальный Пелевин, настоящий Пелевин, мне кажется, безусловно, остается важным.


— Предположим, что то, что сейчас выложено в сеть, это черновой вариант действительно романа Пелевина, который будет напечатан, будет в общем и целом похож, может быть, совпадать на 90% с тем, что сейчас можно прочитать в интернете, но все-таки будет другой. Проблема канонического текста возникает тогда. Можем ли мы говорить, что сейчас, во времена, когда мы можем прочитать книгу до того, как она вышла, эта проблема снимается или почти снимается?
— Предположим, что это черновик, и он будет сильно отличаться от издания. Мне кажется, что в данном случае интересно то, что читатель получает возможность увидеть, как текст выглядел до публикации. И, конечно, это очень сильно расшатывает вообще представление о писательской работе, расшатывает, скажем, авторитет автора. И в этом смысле это, безусловно, важно. Конечно, представление о книге в корне изменится.


— И последний вопрос. Можно ли себе представить такого, знаете ли, абсолютного Пелевина, который специально все продумал, специально допустил или сам сделал так, чтобы этот текст появился в Интернете, сейчас он читает замечания, критику, всевозможные мнения по поводу своего черновика и будет исправлять или переписывать роман в зависимости от того, как публика приняла первый вариант? Вот что вы скажете по поводу этого?
— Я думаю, что такой хитрый Пелевин может быть исключен, но не исключена, хотя очень маловероятна версия, что издательство предприняло такой способ рекламы своего издания. Весьма вероятно, поскольку неизвестно, как сработает эта кампания, будут ли читатели покупать книгу или наоборот, это только оттолкнет. Но, во всяком случае, исключать этой версии, что вот такое полуприватное, полупубличное сетевое пространство, с его домашним и дружеским общением, оно было использовано и, с другой стороны, такая скандалообразующая среда, что все эти особенности сетевого пространства были использованы именно для того, чтобы вбросить информацию о приближающейся книге .


XS
SM
MD
LG