Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Корабль-музей Vasa в Стокгольме


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Копенгагене Сергей Джанян.



Дмитрий Морозов: Ровно 50 лет назад, в 1956 году, шведскому морскому историку Андерсу Франзену удалось отыскать на дне фиорда Риддарфьерден легендарный боевой корабль Vasa , который вошел в историю, не сделав ни единого выстрела. Флагманский галеон, построенный по приказу короля Швеции Густава II Адольфа, к моменту завершения строительства в 1628 году был одним из самых больших, мощных и хорошо вооружённых судов в мире. Однако из-за ошибки в расчётах Vasa затонул, едва сойдя со стапелей, проплыв всего несколько сотен метров.


Галеон после этого пролежал на дне 333 года и стал, в конце концов, одним из самых уникальных музейных экспонатов мира, ведь Vasa - единственное в мире судно XVII века, практически полностью сохранившееся до наших дней.



Сергей Джанян: Корабль Vasa демонстрируется в специально построенном для него музее в Стокгольме, который посещает большее количество посетителей, нежели любой другой музей в Скандинавии. И сегодняшний наш разговор с директором музея Класом Хельмерсоном, я хотел бы начать с такого вопроса - как вообще родилась идея поднять Vasa ?



Клас Хельмерсон: Думаю, что это во многом зависело от того человека - Андерса Франзена. В Балтийском море из-за низкой солёности деревянные материалы хорошо сохраняются, и Франзен понял, что не только корабль Vasa , но вообще все военные корабли XVI - XVII веков, которые лежат в шведских водах, являются богатством для понимания истории, и поднятый корабль будет памятником великой эпохи шведской истории и будет важным для туризма.



Сергей Джанян: Подъем корабля и его последующая консервация связаны с большими расходами. Как Франзену удалось убедить государство потратить деньги именно на этот проект?



Клас Хельмерсон: Чтобы ответить на этот вопрос, надо немного понимать атмосферу того времени. После войны, когда началась «холодная война», большинство шведов были за сильную оборону, за историческую сознательность. Патриотизм в то время не был чем-то негативным, особенно в офицерских кругах. И я думаю, что Андерс Франзен сыграл на патриотизме и чувстве бывшего величия Швеции, и он нашёл возможность говорить с представителями военно-морского флота. Командир и начальник военно-морской верфи в Стокгольме капитан I ранга Эдвард Клаусон тоже был археологом, и через него возможно было организовать тренировку военно-морских водолазов на месте крушения Vasa . Поднятие Vasa было сделано при помощи спонсоров. Это была промышленность, большие фирмы, они могли и хотели помогать проекту Vasa .



Сергей Джанян: Есть ведь и другие корабли, о которых известно гораздо меньше, чем о Vasa . В частности, флагманский корабль шведского флота «Кронан», затонувший в 1676 году у острова Эланд…



Клас Хельмерсон: Когда "Кронан" затонул, он взорвался, так как взорвался порох на корабле, и на дне не лежит целый корабль, а лежит один левый борт и, кроме этого, десятки тысяч обломков корабля. Там каждое лето идут археологические работы, и обсуждается, возможно ли поднять или нет левый борт, но для этого надо было бы построить новый музей и это, конечно же, довольно дорого.



Сергей Джанян: Как в Швеции охраняют подводные памятники от незаконного вторжения любителей подводных приключений? Ведь под водой остаётся ещё более полутора тысяч таких кораблей.



Клас Хельмерсон: Конечно, большинство этих судов и кораблей не попадут в музеи, не поднимаются. Суда, которые затонули более 100 лет тому назад, являются защищёнными государством. Мы работаем на изменение этого закона, чтобы по судам, которые затонули после 1900 года, делали индивидуальные решения о стоимости того или иного судна для культурного наследия.



Сергей Джанян: Расскажите, пожалуйста, о вашей работе. Что нового происходит сейчас в музее?



Клас Хельмерсон: Этот музей уже существует 16 лет. У нас почти миллион посетителей ежегодно. В будущие пять лет мы обновим музей, и уже начали наш первый шаг здесь, очень неромантический - мы построили новые туалеты. Это, конечно, тоже очень важно, но всё-таки для меня есть совсем другой вопрос: как в будущем содержать Vasa ? Мы знаем, что идут химические процессы в корпусе Vasa и в отдельных предметах, создаются разные соли и кислоты, особенно серная кислота. Наша цель - сохранить корабль.



Сергей Джанян: Как вы считаете, вот эта история, происшедшая с Vasa, отразилась ли она как-то на шведском менталитете?



Клас Хельмерсон: В то время, когда нашли и подняли Vasa, было конечно стыдно, потому что корабль вообще был очень бесславный: плавал всего 20 минут. Но теперь для нас Vasa - как икона. Люди в Швеции гордятся Vasa , не потому что он рассказывает о великой истории, но потому что у нас есть что-то важное, что интересует людей со всего мира.


XS
SM
MD
LG