Ссылки для упрощенного доступа

"У всех есть бдительные соседи"


Светлана Давыдова
Светлана Давыдова

Правозащитники собирают средства для многодетной матери из Вязьмы, обвиненной в госизмене

В России продолжается кампания в поддержку многодетной матери из Вязьмы Светланы Давыдовой, обвиняемой в госизмене. Накануне ей изменили меру пресечения, и она вышла из СИЗО "Лефортово" на свободу. Петиции с требованием освободить Давыдову подписали более 60 тысяч человек. Кроме того, правозащитники продолжают сбор средств для семьи Светланы Давыдовой. У нее – семеро детей, двое из которых больны диабетом.

Накануне в Вязьме побывали представители общественной организации "Русь сидящая". О том, как живет и в чем нуждается семья Светланы Давыдовой, Радио Свобода рассказала исполнительный директор "Руси сидящей" Ольга Романова:

Ольга Романова
Ольга Романова

– Семья живет, если вспомнить известное русское выражение, бедненько, но чистенько. Это типовая трешка в блочном, многоэтажном, многоподъездном доме, примерно 60-метровая. Там очень чисто, прибрано, но почти нет мебели. Потому что только семь человек детей и двое взрослых, и места не очень много. Детки спят либо в детских кроватках, либо на раскладушках. Когда мы стали думать, какая детская мебель​ сюда нужна, стало понятно: что ни купишь, там все хорошо будет. В семье нет стиральной машины. Но при этом все обстираны, все чистенько, все руками люди стирают. В квартире сыро, есть плесень на потолке, их явно заливали. Но нет сушки. Такие вот бытовые неурядицы, которые есть, наверное, в большинстве российских семей, многие живут не слишком богато, но при этом есть еще семеро детей, из которых двое инсулинозависимые.

– Государство как-то помогает этой семье? Что вам удалось выяснить?

Квартира Светланы Давыдовой
Квартира Светланы Давыдовой

– Конечно, помощь есть. Инсулинозависимым детям оказывается пока бесплатная помощь в лекарствах, но эта помощь рассчитывается на месяц. На февраль лекарства есть, а вот на март неизвестно, будут или нет. Потом, им выплачивают детские пособия как многодетной семье с детьми-инвалидами. Но эта помощь предоставляется с серьезными условиями – например, при получении такого пособия нельзя работать. И вот поэтому разговоры о том, что Светлана Давыдова или ее муж безработные, потому что они не хотят работать... не очень уместны. Они подрабатывают, но закон не дает им возможности полноценно работать именно в связи с тем, что у них много детей, из них двое инвалидов.

– По вашему опыту, как сейчас будет складываться жизнь самой Светланы Давыдовой, которая как бы на свободе, под подпиской о невыезде, но, тем не менее, остается под следствием? Видимо, ей теперь часто придется ездить в Москву на допросы в ФСБ...

С квартирой в Москве помогла семья Леонида Парфенова и Елены Чекаловой

– Конечно, придется часто ездить в Москву. Инициативная группа нашла здесь, в Москве, квартиру, и спасибо людям доброй воли! Я не думаю, что открою очень большую тайну, если скажу, что с квартирой очень помогла семья Леонида Парфенова и Елены Чекаловой. Мы снимаем перед ними шляпу. Поэтому сейчас Светлане Давыдовой есть где остановиться в Москве. И следствие это будет знать, официально будет зарегистрирован договор найма, зарегистрирован в налоговых органах. Если понадобится приехать с детьми, там смогут поселиться и дети, и муж. Надо будет помогать, конечно, транспортом с водителями, потому что совершенно понятно, что ездить из Вязьмы в Москву на поезде очень удобно, но человек едет на суд, на следственные действия, скорее всего, с адвокатом, поэтому здесь, конечно, нужен автомобиль. А живет семья довольно далеко от вокзала. Поэтому много потребностей, много еще этой женщине предстоит пережить, конечно.

В деле еще участвуют соседи

– Есть какие-то новости об этом деле?

– Выяснилось, что в деле еще участвуют соседи. То есть информация о ее звонках, о контактах, о взглядах, стала известна не потому, что ФСБ слушает нас всех, а потому, что у нас всех есть бдительные соседи.

– То есть на нее настучали, грубо говоря?

– Да-да. Причем не один сосед, а сразу двое. Ну, понятно, что это удобно для следственных органов, когда есть не один, а два свидетеля...

– То есть им в родном городе, в Вязьме, предстоит жить в крайне неприятной обстановке, возможно, в атмосфере травли. Ее поступок и в интернете оценивают крайне неоднозначно, называют "дурой", корят за многодетность...

Дочь Светланы Давыдовой Кассандра
Дочь Светланы Давыдовой Кассандра

– Мне кажется, здесь вообще обсуждать нечего. Многодетная мать, не совершившая насильственного преступления, должна быть со своими детьми, кормить грудью младшую дочь. А что она совершила, совершила ли – это нам все предстоит еще изучить. Но, по крайней мере, у нас есть время, и эта девочка Кассандра будет выкормлена и будет до какого-то времени рядом с матерью. А люди, которые говорят, что она должна быть в тюрьме, видимо, размножаются почкованием и не знают, что такое мать. А беременность – это вообще такое состояние, которое все переносят по-разному, все что угодно бывает в таком состоянии. Потом, вы не забывайте, что Светлана Давыдова – активист определенных взглядов, она левая. Я, как человек правых взглядов, считаю левых не очень вменяемыми людьми, простите. (Смеется.) Но мы тут с вами можем считать все что угодно. Дайте материалы дела – будем оценивать, преступник она или нет. Пока этих материалов никто не видел.

– Адвокаты продолжают бороться за освобождение Светланы Давыдовой. "Русь сидящая" и Фонд Светланы Бахминой "Протяни руку" продолжают помогать семье, многие люди уже к этому присоединились и будут присоединяться. Чем конкретно и как сейчас можно помочь семье Светланы Давыдовой и Анатолия Горлова?

– Огромное спасибо всем, кто откликнулся! Огромное спасибо всем, кто не откликнулся, но просто не мешал. Всем спасибо за интерес к этой истории. "Русь сидящая" занимается исключительно помощью, которую можно потрогать, – мы собираем детские книги, детские вещи, занимаемся сбором документов, чтобы передать их в Фонд Чулпан Хаматовой "Подари жизнь". Я так понимаю, что дети нуждаются, по крайней мере, в правильной и хорошей диагностике и, возможно, дальнейшем лечении. То есть мы занимаемся такими бытовыми проблемами. Фонд Светланы Бахминой "Протяни руку" занимается непосредственно сбором денег. У них есть счет, в отличие от "Руси сидящей", есть сайт, есть прозрачная отчетность, и именно туда мы все будем просить передавать деньги. У нас такое вот разделение труда. Не могу не отметить роль прекраснейшего адвоката Ивана Павлова из Петербурга, который подключился к этому делу. Он специализируется на подобных делах, и он – блистательный защитник. Я такого давно не видела.

– Когда вы начинали кампанию в поддержку Светланы Давыдовой, вы верили, что что-то получится?

– Ну, без веры было бы глупо начинать. Здесь победа в том только, что женщину выпустили, и это была небольшая, но важная цель. А впереди долгий процесс, не стоит забывать.

XS
SM
MD
LG