Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники создают фонд помощи заключенным


Главный объект деятельности нового фонда - наиболее уязвимые категории заключенных
Главный объект деятельности нового фонда - наиболее уязвимые категории заключенных

Несколько российских правозащитных организаций сегодня представят в Москве новый фонд «В защиту прав заключенных». Объединившись, правозащитники намерены специализироваться именно на нарушениях прав зэков и арестованных. Пока фонд не получил никаких обещаний финансовой помощи, но надеется, что в самом ближайшем будущем найдутся люди, готовые помочь деньгами.


Правозащитные организации «За права человека», Московская Хельсинкская группа, Центр содействия реформе уголовного правосудия и комитет «За гражданские права» объявят сегодня о создании фонда «В защиту прав заключенных». Новое объединение правозащитников сосредоточится на проблеме соблюдения прав человека в российских исправительно-трудовых колониях, следственных изоляторах и других учреждениях принудительного содержания граждан.


«Мы будем оказывать правовую помощь осужденным и заключенным, особенно тем их группам, которые находятся в бедственном положении, - рассказывает руководитель Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин. - Нынешним законодательством предусмотрена возможность оспаривать действия администрации исправительного учреждения в суде. Но если рядом нет адвоката, то, как правило, это довольно сложно сделать. Известны случаи, когда тех, скажем, кто обращается в Европейский суд, начинают пытать, избивать. К давлению на заключенных привлекались даже так называемые криминальные авторитеты».


По мнению Валерия Абрамкина, в последние два года ситуация стала чрезвычайно острой, грубейшие нарушения прав заключенных приобретают системный характер. Это приводит к возникновению беспорядков, несущих в себе угрозу жизни людей, как это было недавно в одном из московских СИЗО, где три арестанта захватили в заложники начальника изолятора и 9 сотрудников, в том числе 6 женщин.


«Когда подобные или даже меньшего масштаба события происходят в цивилизованных странах, там обязательно проводится расследование, к которому привлекаются независимые квалифицированные эксперты, - говорит руководитель Центра содействия реформе уголовного правосудия. – У нас же, когда заключенный пытается жаловаться на администрацию, его начинают, как говорится, прессовать. А когда жалобы все-таки доходят до правозащитников, в том числе и до уполномоченного по правам человека, их не допускают к разбирательству вовсе».


По данным российских правозащитников, сегодня из более чем 150 колоний в список так называемых «пыточных» входят 40 учреждений. Права заключенных там нарушают часто, и делают это безнаказанно. Первый бюллетень, которую уже издал новый фонд, называется «Российский ГУЛАГ. Избиения и пытки».


«Мы поняли, что нам надо сосредоточиться на работе с заключенными отдельно, создать такую специализированную организацию, которая бы занималась этими проблемами, - говорит лидер движения "За права человека" Лев Пономарев. - Мы поняли также, что международные фонды уходят из России, и нам нужно каким-то образом решать проблемы с финансированием подобных программ. Мы рассчитываем на то, что, к примеру, предприниматели, которые когда-то сидели и видели весь этот ад, могут помочь именно этому направлению нашей работы».


Российская пенитенциарная система закрылась окончательно, считает Лев Пономарев: туда не пускают ни правозащитников, ни журналистов. Единственная возможность получить информацию – встреча заключенного с адвокатом. «Но адвокат - коммерческий человек, - говорит правозащитник, - поэтому нам нужны прежде всего деньги на адвокатов. Мы решили учинить этот фонд, чтобы публично сказать: друзья, наш счет такой-то, мы занимаеся этой проблемой и мы готовы на своем сайте отчитываться о каждом потраченном рубле».
XS
SM
MD
LG