Ссылки для упрощенного доступа

Регистрация гражданского брака в Польше может стать принудительной


По мнению польского уполномоченного по правам детей, регистрация гражданского брака снизит уровень домашнего насилия
По мнению польского уполномоченного по правам детей, регистрация гражданского брака снизит уровень домашнего насилия

Горячую общественную дискуссию в Польше породило недавнее предложение уполномоченной по правам детей Евы Совинской обязать все пары, которые живут в неформальном гражданском браке, регистрироваться в соответствующих государственных органах.


Лодзь. Девочка в возрасте двух с половиной лет доставлена в реанимацию с тяжкими телесными повреждениями. Ее мать в состоянии алкогольного опьянения задержана за избиение дочери. В полицию позвонили соседи. По мнению врачей, если бы не появление полицейских, которые силой отобрали ребенка у пьяной матери, девочка могла бы умереть.


«Скорее всего, родителям девочки будет предъявлено обвинение в том, что они поставили под угрозу жизнь ребенка и способствовали нанесению серьезного урона его здоровью», - говорит полицейский.


За это преступление, согласно польским законам, матери грозит до пяти лет тюремного заключения. Однако такое наказание, по-видимому, некоторым кажется не таким уж и суровым - в польских СМИ то и дело появляются сообщения об избиениях маленьких детей родителями, нередко - отчимом.


Уполномоченная по правам детей Ева Совинска считает, что обязательная регистрация в ЗАГСе всех пар, которые живут в гражданском браке или, говоря чиновничьим языком, «вместе ведут домашнее хозяйство и проживают на одной жилплощади», помогла бы исправить ситуацию к лучшему. Мол, если официально известно, что мужчина живет с женщиной, у которой есть ребенок от первого брака, то это значит, что он побоится заниматься рукоприкладством, поскольку его можно будет легко найти. Более того, по мысли автора документа, каждая пара, которая, не будучи официально мужем и женой, решит расстаться, сперва должна будет предстать перед соответствующим чиновником, чтобы ликвидировать регистрацию, объяснив при этом причины расставания.


«Здесь есть момент ответственности. Ну, хотя бы потому, что человек ставит свою подпись», - считает Ева Совинска. По ее словам, именно в «свободных парах», где отношения нередко кратковременны, а партнеры не имеют никаких обязательств перед друг другом, чаще всего дело доходит до «насилия, анархии, деморализации, и прежде всего - до трагедий в жизни детей». Г-жа Совинска подчеркивает, что, по данным полиции, 70% случаев избиений детей имеют место именно в таких семьях.


Уполномоченная по правам детей (в прошлом депутат сейма от правоконсервативной партии «Лига польских семей») направила свои предложения в письменном виде в министерство труда и социальной политики Польши.


Заместитель руководителя этого министерства Иоанна Клюзик-Ростковска заявляет, что проблема насилия над детьми ей хорошо известна, и что ее ведомство вместе с министерством юстиции пытаются исправить положение. Но, по ее словам, предложение уполномоченной по правам детей этому не поможет: «Да, в “неформальных” семьях есть алкоголизм, насилие, страдают дети. Но говорить о том, что все само собой решится, если ввести обязательность регистрации таких пар? Здесь нужно работать долго и терпеливо, начинать от фундамента. Регистрация не сделает семью лучше автоматически. К сожалению, мир не так прост».


Кроме того, добавляет чиновница, введение подобной регистрации и тем более контроль за исполнением подобного закона нереальны с технической точки зрения.


Примечательно, что и сама автор идеи - уполномоченная по правам детей Ева Совинска - не знает, как можно было бы контролировать пары, живущие в гражданском браке: «Вы переоцениваете мои возможности. У меня нет никаких способов требовать исполнения чего-либо, но я имею право вносить предложения».


Имеет ли смысл обсуждать то, что нереально исполнить? По мнению психолога Ежи Маковского, предложенная система могла бы действовать только при одном условии: «Если бы я, увидев, что сосед идет домой с новой девушкой, сразу же бежал бы к телефону и звонил в управление – “вот, мол, видел соседа, проверьте, с кем это он шел домой!” Если бы все так делали, то система, конечно бы, работала…»


Однако трудно себе представить, чтобы даже в Польше - стране, где большинство простых граждан отличаются традиционно консервативным, католическим мировоззрением - такое было бы возможно.


По приблизительным подсчетам социологов, в Польше около 200 тысяч пар живут вместе, никак не регистрируя отношения. Практически все они называют предложение уполномоченной по правам детей абсурдом и подчеркивают, что не подчинились бы, войди такой закон в жизнь.


«А чего это я должен информировать государство о том, с кем я живу или не живу? Это мое личное дело!», - говорит варшавянин Томек, который уже два года живет со своей девушкой Яниной без регистрации брака. Янина, в свою очередь, считает, что чиновникам стоило бы заняться более важными делами, чем поиск и регистрация пар, живущих без росписи: «Квартира, вот что важно. Если бы молодым людям легче было бы купить собственную квартиру, была бы совсем другая ситуация».


Большинство противников идеи Евы Совинской указывают на то, что в данном случае даже не была проведена правовая экспертиза. Обязанность регистрации совместной жизни вне брака явно нарушает права личности - и разговоры о принятии подобного закона, таким образом, просто-напросто теряют смысл.


XS
SM
MD
LG