Ссылки для упрощенного доступа

В рубрике "Свобода слова" - размышления Людмилы Телень о политической ситуации в России


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие журналист Людмила Телень.



Андрей Шарый: Ведущий новой рубрики программы "Свобода слова" на этой неделе - известный журналист Людмила Телень, бывший главный редактор журнала "Большая политика".



Людмила Телень: Так получилось, что в последние две недели я часто разговариваю с людьми, которые имеют отношение к изданию российских средств массовой информации. Ну, чего валять дурака, пытаюсь заинтересовать их проектом серьезного общественно-политического журнала. Примерно такого, который до недавнего времени мы с коллегами, ушедшими когда-то из "Московских новостей", пытались делать и даже делали. У меня нет мании величия. Я понимаю, что к такому журналу, который мы делали, можно было относиться по-разному: кому-то нравился, кому-то не очень. Я, естественно, каждый раз готовилась к подробному разговору: идеи, аргументы, имена журналистов, список авторов, стиль, бюджет, доходы, расходы. Но напрасно. Разговор, каким бы доброжелательным и долгим он ни был, сводился к одному тезису: серьезные политические издания сегодня не продаются, не нужны. Дальше мне коротенько разъясняли, что продается. Набор известный: дорогой гламур, дешевые желтые газеты, ну, и по мелочам - кроссворды, анекдоты, советы начинающей невесте или законченному садоводу. Вот и маркетологи, говорили мне, все это безусловно подтверждают. Маркетологи - наверное. А вот реальная жизнь, как мне кажется, не очень.


На Франкфуртской книжной ярмарке, как известно, невероятной популярностью пользовалась книга Егора Гайдара "Гибель империи", политико-экономическое исследование, не то чтобы написанное нелегким пером, но не очень легким, еще и снабженное сложными графиками, схемами, расчетами. И, кстати, в московских магазинах эта книга едва ли не возглавляет список бестселлеров. Издательство, говорят, уже напечатало дополнительный тираж. При этом, заметьте, никакой специальной рекламы, никакого, как принято говорить, промоушна, всех этих растяжек на Тверской, биллбордов, телевизионных роликов и прочей мишуры, с помощью которой читателю впаривают какую-нибудь очередную Оксану Робски.


Интерес к серьезной политической литературе, интерес к интеллектуальным дискуссиям в молодежных аудиториях, интерес к публичным лекциям в закрытых интеллектуальных клубах - все это есть и уже зафиксировано. Значит, не только на книги, но и на газету, на серьезную газету, на серьезный журнал, на серьезный еженедельник спрос наверняка будет. Это вопрос не тематики, это вопрос качества. Есть спрос - почти нет предложения. Два, три, пять, может быть, даже и больше миллионов человек, которые стремятся к серьезному чтению, не учитываются в планах издателей периодики. И, конечно, не потому, что на этом в принципе нельзя делать бизнес. Бизнес нельзя делать у нас и только по одной причине: в современной России этот бизнес очень рискованный. И чтобы это понимать, не нужно никаких лишних слов и дорогих маркетинговых исследований.


Вот мне интересно, какие бы данные представили в ЦК КПСС маркетологи (если бы они тогда были), которым поручили бы изучать вопрос: какова потенциальная аудитория, ну, к примеру, журнала "Новый мир" времени Твардовского. Я думаю, вывод специалистов был бы примерно такой: многомиллионный советский народ делает выбор в пользу журнала "Агитатор", ну, в крайней случае - "Коммунист". Правда, издатели тогда были прямее - никому не морочили голову ссылками на неэффективность бизнеса.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG