Ссылки для упрощенного доступа

«Решение о будущем иракской операции будет принимать уже следующая администрация»


Через три года после свержения режима Саддама Хусейна Вашингтон отказался от тезиса о неизменности своего курса в Ираке
Через три года после свержения режима Саддама Хусейна Вашингтон отказался от тезиса о неизменности своего курса в Ираке

Президент США Джордж Буш признал, что политика его администрации в Ираке нуждается в корректировке. Хотя последняя будет носить ограниченный характер, американские аналитики полагают, что Вашингтон уже смирился с тем, что превратить Ирак в «витрину демократии на Ближнем Востоке» ему не удастся.


Пресс-конференция президента в Белом доме в среду состоялась через неделю после появления в печати сведений о планируемом администрацией резком изменении иракской стратегии. Буш признал, что разгул насилия в Ираке принимает устойчивый характер, и это не может не тревожить американцев.


«Я знаю, что многих американцев, как и меня, не удовлетворяет ситуация в Ираке. Вот почему мы предпринимаем новые шаги, чтобы помочь обезопасить Багдад, и постоянно обновляем нашу тактику во всем Ираке в соответствии с меняющимся характером угрозы. Мы не должны рассматривать каждый успех нашего врага как нашу ошибку, повод для расследования действий руководства или для призывов вернуть наши войска домой. Мы не должны становиться жертвой пропаганды врага, пытающегося подорвать нашу уверенность и заставить нас поверить, что наше присутствие в Ираке – причина всех этих проблем», - отметил президент.


Г-н Буш признал, что терпение его администрации небезгранично, и она оказывает давление на иракское правительство Нури аль-Малики, с тем, чтобы оно действовало более решительно само. При этом Буш добавил, что есть пределы и такому давлению. Президент подчеркнул, что сегодня речь идет не о работе над графиком вывода американских сил из Ирака, а о «выработке ориентиров для достижения мира».


Хотя Джордж Буш отказался от ставшего традиционным рефрена «наш курс в Ираке остается неизменным» и предпочитает теперь говорить о «проявлении гибкости в соответствии с меняющимися условиями», демократы на Капитолийском холме считают, что это ничего не меняет по сути дела. Как отмечает, например, сенатор-демократ Джек Рид , «президент пытается сменить фразеологию, но он практически не меняет свою политику и, как я считаю, не предпринимает нужных нам (США – РС) и жителям Ирака эффективных шагов для обеспечения стабильности в этой стране. Президент и его администрация никогда не привлекали к решению этой задачи необходимые гражданские ресурсы».


Учитывая, что до выборов в конгресс осталось всего две недели, Джордж Буш, судя по всему, пытался дать понять, что решение электората будет определяться не только иракской проблемой. А демократам, которые уже приготовились праздновать победу, рано радоваться.


«Кое-кто здесь, в Вашингтоне, уже предвкушает победу и даже подбирает себе обстановку офиса, вплоть до занавесок. Но только американский народ решит исход выборов, рассудив, кто его лучше защитит и кто сохранит низкие налоги», - отметил президент. Согласно самому последнему опросу, проведенному телекомпанией CNN, только 20% американцев считают, что Соединенные Штаты выигрывают войну в Ираке.


Сотрудник вашингтонского фонда «Наследие» Джеймс Филипс полагает, что в своих общих чертах курс Буша на передачу полномочий в области поддержания безопасности в Ираке местным властям остается неизменным:


- Как только иракцы смогут постоять за себя, Соединенные Штаты начнут выводить войска. Проблема в том, что иракские власти не спешат с организацией дееспособной армии. А когда эти подразделения встают наконец под ружье, они не хотят воевать. Сейчас Пентагон перенес акцент с количества на качество подготовки иракских сил. Он начал чистки уже созданной иракской армии - подозревают, что в нее внедрились группы шиитов-смертников. Одновременно администрация заявила о политических инициативах. Она намерена, например, прибегнуть к помощи иракских исламских лидеров в попытках нейтрализовать религиозную часть сопротивления. Она попытается убедить иракское правительство и парламент в необходимости срочного создания условий для более широкого участия суннитов во власти. Она хочет, чтобы ее арабские союзники оказали более действенное давление на повстанцев, чтобы они помогли заставить их сложить оружие.


Собеседник РС отмечает, что окружение президента уже отказалось от многих первоначальных политических установок в отношении Ирака, и готово к дальнейшим подвижкам:


- Образно говоря, администрация гнется под ветром, который явно дует не в направлении, предсказанном в предвоенных аналитических разработках. Белый дом надеется, что рано или поздно (пусть даже придется идти кружной, длинной дорогой) конечная цель будет достигнута.


- Уже сейчас заметно, что администрация готова отказаться от тезиса превращения Ирака в образец демократии для арабского мира. Я думаю, большим успехом будет считаться [просто] создание в Ираке стабильного режима, способного навести порядок в стране и обеспечить права граждан. Если при этом он будет демократическим, то успех можно будет назвать полным.


- Белый дом сейчас наверняка больше думает о стабилизации Ирака, чем о демократизации, тем более что у преемника Джорджа Буша скорее всего будут свои идеи относительно Ирака. Президент осознает, что у него осталось два года на то, чтобы представить миру результаты иракской операции. Принципиальные решения о будущем иракской операции будет принимать уже следующая администрация.


XS
SM
MD
LG