Ссылки для упрощенного доступа

Сотни людей по всей России стали жертвами суррогатного алкоголя


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Андрей Шароградский : Количество отравившихся суррогатным алкоголем в российских регионах растет день ото дня. Всего от некачественного алкоголя пострадали уже более 2 тысяч человек. Наиболее тяжелая ситуация в Псковской области - там погибли 16 человек, в больницах остаются более 300. Тему продолжит Любовь Чижова.



Любовь Чижова : Информация об отравившихся некачественным алкоголем напоминает фронтовые сводки. Каждый день из российских регионов приходят новые сообщения. Говорится о количестве погибших и тех, кому повезло выжить. Хотя, по мнению медиков, с диагнозом «токсический гепатит», когда печень поражена почти полностью, живут недолго. Токсический гепатит, как считают врачи, вызывает добавленный в спирт хлорсодержащий органический яд. Вслед за Псковской областью режим чрезвычайной ситуации готовы ввести власти Иркутской области - там от отравления суррогатным алкоголем скончались уже 27 человек. Наиболее тяжелая ситуация в городах Ангарск и Усолье-Сибирской. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Иркутской области Юрий Вычужанов.



Юрий Вычужанов: Первые случаи отравления стали регистрироваться в Иркутской области еще в сентябре. В администрации констатируют - время, когда еще можно было не допустить ЧП в масштабах области, упущено. Сергей Паламарчук, председатель региональной комиссии по контролю за оборот алкоголя, отчитал врачей, что те не насторожились сразу после поступления первых больных. Медики оправдываются. Любовь Касаткина, начальник отдела здравоохранения администрации города Усолье-Сибирское, говорит - случаи были единичными.



Любовь Касаткина : Не обращались в следственные органы, так как при поступлении клиники острого отравления суррогатами алкоголя не было. Была клиника токсического гепатита.



Юрий Вычужанов: Усольские врачи отмечают: ежедневно в больницы обращаются до 20 человек. Всего по области медстатистика насчитала 648 отравившихся. Ситуацию осложняет то, что большинство из них - лица без определенного места жительства, а значит, медицинской страховки не имеют. Заканчиваются и медикаменты. Местные бюджеты выделили кое-какие деньги, однако, без дополнительной помощи из региональной казны не обойтись.


Оперативники в настоящее время прорабатывают каналы поступления и сбыта. У частных продавцов сомнительное спиртное изымаются тысячами литров. В Усолье и вовсе остановлен вагон с грузом спиртсодержащей жидкости в объеме почти 70 тысяч литров. И получатель, и поставщик отрицают причастность к завозу продукции.


В настоящий момент в лаборатории проводят анализ жидкости. По предварительным данным обнаружено денатурирующее ядовитое вещество «Диметилфтилат». Санитарные органы усиленно контролируют розничную торговлю. К магазинам, как правило, претензий нет.


В регионе создана оперативная рабочая группа из силовиков и надзорных органов. В минувшие выходные в областной администрации они обсудили сложившуюся ситуацию с губернатором Александром Тишаниным. Глава региона взял эту проблему на личный контроль.



Любовь Чижова : В Волгоградской области от суррогатного алкоголя пострадали 88 человек. С подробностями наш корреспондент Оксана Загребнева.



Оксана Загребнева: В еще нескольких районах Волгоградской области зафиксированы случаи отравления суррогатным алкоголем. Два человека скончались в больнице. Всем пострадавшим поставлен диагноз "токсический гепатит". Большинство отравившихся из районных больниц доставляют в Волгоградский наркологический реабилитационный центр. На больничной койке пациентам предстоит провести не меньше месяца, сообщил главврач центра Василий Ямцов.



Василий Ямцов : У них все равно будут осложнения, остаточные явления, которые могут держаться до полугода. Но есть, конечно, неработающее население, есть и молодые. У нас где-то возраст от 20 до 60. Есть люди, которые работают, но они просто покупали водку на день рождения, отмечали семейные праздники. В Михайловке они покупали в киоске в каком-то, на руках покупали. Также и в других районах. 20 рублей бутылка водки. Умерло у нас только два человека: один у нас и один в Михайловке.



Оксана Загребнева: По информации областного Комитета по здравоохранению, таким образом, отравления суррогатным алкоголем зафиксированы уже в шести сельских районах - Михайловском, Иловлинском, Новоанинском, Урюпинском, Даниловском и Фроловском.


В области работники милиции совместно с сотрудниками Роспотребнадзора проводят проверки торговых точек по реализации алкоголя.


Напомню, первый случай массового отравления суррогатной водкой в Волгоградской области произошел неделю назад в Михайловском районе. Тогда на больничной койке за сутки поступило сразу 25 человек. В ближайшие дни, по мнению главврача Волгограда Василия Ямцова, число отравившихся может достичь ста человек.



Любовь Чижова : Глава Российской национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин сказал в интервью Радио Свобода, что остановить эпидемию смертей от некачественного алкоголя может только жесткая государственная политика. Спиртосодержащие препараты, которые продают в аптеках, необходимо обложить акцизами, а все антисептики, которыми сейчас травится население, нужно срочно исключить из перечня лекарственных средств и запретить продавать их в аптеках.


С чем вы связываете всплеск в российских регионах массовых отравлений суррогатным алкоголем?



Павел Шапкин : Население приучали в течение 5 лет пить алкогольные суррогаты из технического спирта, поскольку применялась схема вывода технического спирта из-под налогообложения при помощи псевдодинатурации. После того, как эта лазейка законодательная была закрыта с 1 января 2006 года, какое-то время торговля распродавала остатки всяких антиобледенителей, размораживателей для замков, средства для принятия ванны и тому подобных вещей. Но потом оказалось, что эти запасы исчерпались, а новых поставок нет, заводы прекратили их производство, поскольку оно стало нерентабельным. Тогда те, кто изготавливал из этих антиобледенителей паленую водку, а это целая такая индустрия, они стали искать сырье. Рынок остался, а сырья не стало. Они нашли антисептики в аптеках, потому что до сих пор спиртосодержащие жидкости в аптеках не облагаются акцизом.


К сожалению, под руку суррогатчикам попались такие жидкости типа экстрасепта, антисептина, которые содержат помимо этилового спирта еще и высокотоксичные добавки, которые как раз и вызывают тяжелые поражения печени.



Любовь Чижова : Но как-то их можно призвать к ответу? Люди ведь умирают! Как пишут в газетах, "асоциальные элементы", но ведь это тоже люди!



Павел Шапкин : Никто не застрахован оттого, что на полке из бутылки даже, на первый взгляд, кажущейся качественной мы не встретим тот же самый суррогат. Существует рынок оборотной тары. Ходят, собирают эти бутылки даже из-под дорогих видов и сортов водки. Потом где-то в подвале могут туда налить тот же антисептик, понимаете, и как-то через задние входы поставить в магазины эту продукцию на полки. Поэтому никто не застрахован. Нужно с этим бороться обязательно.


Но самое главное - это убрать экономический стимул. Нужно, чтобы тот спирт, который был в составе антисептика, стоил столько же, сколько бы он стоил в бутылке водки. Тогда никому не придет в голову использовать этот спирт для производства суррогатного алкоголя. Для этого нужно вводить акцизы, в том числе и на медицинские спирты. Для принятия срочных мер надо немедленно все антисептики исключить из перечня лекарственных средств.



Любовь Чижова : Говорил глава российской национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG